ПЫЛАЮЩИЕ СЕРДЦА | ЕЛЕНА СОЙНИ о русском художнике Николая Рерихе и его друге – финском художнике-иллюстратора эпоса «Калевала» Аксели Галлен-Каллела
СЕНАТОР - SENATOR
журнал СЕНАТОР - Journal SENATOR

 

         От редактора
         НОВАЯ РОССИЯ
         ФЕДЕРАЛИЗМ
         ПОРТРЕТ СЕНАТОРА
         ИНТЕГРАЦИЯ
         СТОЛЬНЫЙ ГРАД
         РЕГИОНЫ РОССИИ
         КАЛЕЙДОСКОП
 

 

 

 
  

 
А вы у нас были?..
 
Счётчик тиц pr
 Subscribe

РОССИЯ И СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА — ФИНЛЯНДИЯ

ПЫЛАЮЩИЕ СЕРДЦА
SENATOR - СЕНАТОР - SENAT


 

Елена СОЙНИ

Николай Рерих Аксели Галлен-КаллелаЖизнь выдающегося русского художника Николая Рериха в начале XX века тесно переплелась с судьбой не менее знаменитого финна, иллюстратора «Калевалы», лидера финского неоромантизма Аксели Галлен-Каллела. Двух живописцев объединил интерес к легендарному прошлому Севера, взгляд на мир через историю и мифологию. В их творчестве пересеклись эпохи мировых катаклизмов, и оба художника прошли через суровые времена, веря в высокое назначение искусства, не давая погаснуть своим пылающим сердцам.
 

Сходство живописи молодого Николая Рериха и Аксели Галлен-Каллела отмечали многие критики и современники этих художников. Рериху, по словам Александра Бенуа, Балтика подсказала те же сказки, те же сюжеты, что и финскому художнику.

Впервые Рерих познакомился с живописью Галлен-Каллела на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где финский мастер представил свою знаменитую калевальскую серию – триптих «Айно», «Защита Сампо», «Ковка Сампо», портрет Сибелиуса и другие работы. Выставка принесла Галлен-Каллела широкую известность, но не принесла ему радости: художника больше ругали, чем хвалили. Его «вызывающие» картины раздражали публику, воспитанную на господствовавших в те годы бытовых сюжетах поздних передвижников и на салонных академических пейзажах.

Аксели Галлен-Каллела - эскиз книжной иллюстрации к КалевалеВесной следующего года Сергей Дягилев задумал устроить выставку русских и финляндских художников, которая положила бы начало новому обществу «Мир искусства», и начал переговоры с финнами через известного финского художника А.Эдельфельта. Галлен-Каллела, опасаясь, что его картины снова не поймут, поначалу отказался принимать участие в ней. В письме Эдельфельту так объяснил свой отказ: «От меня требуют слишком многого, когда хотят, чтобы я был козлом отпущения для разъяренной критики, которая, не знаю почему, выбрала именно меня... Мои произведения представляют то как образец больного искусства, то как стремление к оригинальничанью, то как модный снобизм, то как потрясающий вызов...»

И все же финский живописец отдал 11 работ на «Выставку русских и финляндских художников», которую неутомимый Дягилев открыл в январе 1898 года в залах музея Художественного училища Штиглица. Выставка эта имела огромное значение для культурной жизни России. Она пробудила большой интерес у петербуржцев к творчеству финских художников. Александр Бенуа писал о ней в своих воспоминаниях: «Та выставка, из которой мы после ряда выступлений соединились в одну группу (впоследствии назвавшуюся «Миром искусства»), соединила нас и с нашими финляндскими друзьями».

Сергей Дягилев решил привлечь финских художников и к изданию нового журнала «Мир искусства». Он писал Галлен-Каллела: «Я намерен побывать у Вас на даче недели через две. Речь пойдет об иллюстрированном журнале, который я хотел бы издавать, и о Вашем обязательном участии в нем». И уже в первом, ноябрьском номере «Мира искусства» Дягилев поместил репродукции с картин финского мастера.

В 1899 году А.Галлен-Каллела, А.Эдельфельт, Э.Ярнефельт, М.Энкель и другие финские художники приняли участие в Международной выставке «Мир искусства», которая также экспонировалась в музее училища Штиглица. На сей раз к этой выставке критика в целом отнеслась доброжелательно. В то время Рерих был помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», который считал своей важной задачей... борьбу против мирискуссников. И тем не менее он в статье «Наши художественные дела» тепло отозвался о выставке и с восхищением писал о Галлен-Каллела: «Галлен - талантливый художник, никто не станет оспаривать достоинства его «Сампо» и «Айно».

Месть Юкахайнена, 1897 г. Защита Сампо, 1896 г.

Словом, к началу XX века слава Аксели Галлен-Каллела в России была если не безупречной, то бесспорной. И не только в России. В Париже на Всемирной выставке 1900 года экспонировались его портреты и картины на темы «Калевалы», фрески и даже архитектурные проекты. При создании финского павильона Галлен-Каллела выполнил эскиз интерьера. Художник был удостоен золотой медали и приглашен участвовать в работе русского отдела Венского «Сецессиона».

Творчество А.Галлен-Каллела, всколыхнувшее культуру Финляндии, России и всего мира, доказывает простую истину: художник, если он любит свою страну, служит своему народу, воспевает ценности национального духа, рано или поздно будет понят всеми, его искусство будет востребовано и своим народом и ценителями европейских салонов.

Художник подолгу жил во Франции и в Германии, путешествовал по Африке и Америке. Но долгие годы, прожитые А.Галлен-Каллела за пределами Финляндии, не уменьшили его художнической любви к родине. Финская природа, народное искусство, история, запечатленная в рунах, продиктовали ему сюжеты картин, принесших мировую славу. 44 года Гален-Каллела работал над своей калевальской серией. В некотором роде он и сам оказался рунопевцем.

Легенда об Айно, 1891 г.

Триптих «Легенда об Айно» написан в 1891 году, на основе поэтического эпоса «Калевала». Триптих последовательно рассказывает легенду о девушке Айно, которая, встретив в лесу старого мудреца Вяйнямёйнена, в ужасе сбрасывает свои украшения, отвергая любовь «вековечного песнопевца» (левая часть). В отчаянии, обещанная уже старцу, Айно уходит к морю (правая часть) и видит: «там три девы по волнам морским стремятся. Айно хочет к ним идти четвёртой». Центральная часть изображает последнюю встречу Вяйнямёйнена с Айно, которая рыбой попадает ему в сеть, но, не узнанная им, навсегда исчезает в волнах. Живописный строй триптиха содержит новые формальные черты – декоративную линейность и уплощенность объёмов, обобщённость интенсивных цветовых пятен. Триптих заключен в орнаментально исполненную раму с написанными на ней отрывками из рун, что позволяет говорить о влиянии на художника стилистики живописного символизма, эстетики стиля «модерн».

Поездка по Северу, которую совершил Николай Рерих в 1899 году, помогла ему еще глубже понять картины этого финского мастера, проникнуться его интересом к эпической древности. Поиск монументальных характеров в далеких эпохах приводил обоих художников к героическому эпосу северных народов. В одно и то же десятилетие Галлен-Каллела ездил по Карелии, собирая материалы для картин на темы «Калевалы», а Рерих совершал путешествие «из варяг в греки» в поисках сюжетов для картин и сказок о викингах. Под впечатлением поездки Рерих пишет одну из самых известных своих картин «Заморские гости» (1901).

В 1907 году Николай Рерих побывал в Финляндии, и яркие впечатления от этой поездки воплотились в восьми этюдах: «Вентила», «Нислот. Олафсборг», «Пунка-Харыо», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола». Характерная особенность этих работ - законченность композиции и тщательная проработка деталей. Если человек в живописи раннего Рериха лишен индивидуальности, обобщен, то каждый камень неповторим и своеобразен, наделен необычной формой и извилистым рисунком вкраплений. Это путешествие вдохновило художника на создание «Триумфа викинга» (1908) и «Варяжского моря» (1910). В «Варяжском море», возможно, изображено сватовство норвежского конунга Харальда Сурового к дочери Ярослава Мудрого Елизавете. В «Песне о викинге» (1907) художник создает образ северянки, женщины, одиноко ждущей на берегу возвращения воина из похода. Рериховские красавицы не похожи на модных моделей французских салонов. Они лучезарны, лиричны, чисты и почти всегда одиноки. Им хорошо знакомо чувство ожидания, долгого и даже вечного.

В 1916 году в Сортавале произошла следующая встреча Рериха с Севером. Сортавала встретила художника морозом, тишиной и дивным светом луны, столь живописно переданным в пейзаже «Лунный свет. Сортавала». Увлечение северным пейзажем подготовило его к художественному постижению пейзажа гор. А переход от техники масляной живописи к гуаши и темпере помог ему мастерски овладеть чистым локальным цветом.

Николай Рерих и А.Галлен-Каллела встретились в 1917 году в Петрограде, куда они приехали на большую выставку финского искусства. На ней в основном были представлены произведения молодых живописцев Ю. Риссанена, Т. Саллинена, М. Ойнонена. Финские художники, приветствовавшие февральскую революцию в России, с большим воодушевлением отнеслись к проведению этой выставки. На ее открытии выступил с эмоциональной, полной любви к Финляндии речью А.М. Горький. Ему же было поручено написать предисловие к каталогу выставки. В нем он не столько выразил свое отношение к финской живописи, сколько воспел жизненную силу финского народа, его любовь к своей земле. Подобные чувства испытывал к Финляндии и Николай Рерих, входивший в почетный комитет этой выставки. Тогда же, в апреле 1917 года, Рерих пригласил А. Галлен-Каллела погостить у него в Юхинлахти, одном из красивейших мест Приладожья, в имении, принадлежавшем педагогу и фольклористу, ректору сортавальской семинарии Оскару Реландеру. Сын Реландера Тауно в своих воспоминаниях писал: «Академик Рерих перед отъездом подарил моим родителям один очень красивый пейзаж, написанный на веранде Юхинлахти».

Картина «Лхаса» - 1947 Предвидение художника: картина «Победа». 1942

Для Рериха, изображавшего в своих северных картинах бурю и штиль, безмолвие леса и игру облаков, природу в движении и неподвижности, сочетавшего динамику и статику, пейзаж «Юхинлахти» выглядит на редкость спокойным. В другом пейзаже «Юхинниеми», созданном в имении Реландера, Рерих старался передать природу Приладожья в плоскостном изображении чистым цветом и четкими линиями. Создавая контрастную цветовую композицию, организуя пространство, Рерих обратился к приемам иконописи, что помогло ему показать Приладожье реальным и в то же время сказочным…

Можно сказать, что в октябре 1917 года революция прошла мимо Рериха. Но в 1918 году он поддержал Леонида Андреева, автора известного воззвания к народам мира «SOS», призывавшего к походу на большевиков. В Финляндии статья Леонида Андреева была опубликована с рисунком Н.Рериха «Меч мужества» и при непосредственном участии художника.

В сложной обстановке 1918 года, когда финская рабочая революция потерпела поражение, и отношение к революционной России со стороны властей Финляндии становилось нетерпимым, Рерих порой сталкивался с недоверием к себе как русскому. Он пишет Галлен-Каллела о своем положении, просит его помочь.

Письма Рериха знаменитому финскому живописцу представляют огромный интерес уже потому, что относятся к немногим подлинным документам его сортавальского периода жизни. Они еще раз свидетельствуют, что даже в самые трудные времена искусство сближает людей, живущих в разных странах, говорящих на разных языках, рождает между ними истинную дружбу.

Судя по всему, именно благодаря помощи А.Галлен-Каллела Рериха не коснулись проблемы выселения. Более того, художнику прекрасно работалось, и он смог подготовиться к персональным выставкам в Скандинавии. Третья и последняя выставка в северных странах прошла в Финляндии. К этой выставке прямое отношение имел Аксели Галлен-Каллела. Он выступил на ее открытии в галерее Стриндберга 29 марта 1919 года с приветствием от финского правительства…

Весной 1919 года началась новая страница в жизни Николая Рериха. В апреле он выехал в Англию, а в 1920 году, получив приглашение директора Чикагского художественного института Роберта Харше устроить в Америке выставочное турне, отправился в Чикаго. Здесь его ждал поистине грандиозный успех, сравнимый разве что с триумфом С. Дягилева в Париже. В апреле 1921 года в Художественном институте прошла выставка Н.Рериха, после которой он был приглашен в оперный театр оформлять постановку «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова.

Николай Рерих - «Заморские гости». 1901 К русскому искусству Николай Рерих привлек многих американцев, но и сам заинтересовался творчеством американских живописцев. Во время работы выставки он познакомился с группой американских художников, объединившихся в организации «Cor Ardens» («Пылающее сердце»). Секретарь и впоследствии президент «Cor Ardens» Карл Хекнер писал об этом А. Галлен-Каллела, приглашая финского художника к сотрудничеству: «Cor Ardens» – организация без географических ограничений, без ограничений численности, без каких бы то ни было интриг, спровоцированных духом наживы, который является недостойным художников… Когда Николай Рерих приехал в Чикаго, он вошел в нашу организацию, внес много ценных предложений и в настоящее время начинает сотрудничать с художниками всего мира, разделяющими идеи «Cor Ardens».

Финского художника на пост почетного президента предложил, конечно же, Николай Рерих, искренне желавший работать вместе со своим другом. Францию в «Cor Ardens» представлял выдающийся художник Морис Дени, Бельгию – Морис Метерлинк, Рабиндранат Тагор был избран почетным президентом от Индии, а Николай Рерих от России.

3 августа 1921 года Рерих пишет из Нью-Йорка в Финляндию: «Дорогой друг Галлен! Я рад послать тебе свидетельство об избрании в новое братство художников почетным президентом, представляющим Финляндию. Я пользуюсь здесь большим художественным успехом и я рад, что твое имя здесь действительно очень высоко ценят».

Галлен-Каллела был обрадован этим назначением. 28 сентября 1921 года он отправил Рериху письмо с выражением искренних симпатии и к самому русскому художнику и к рериховской идее единства деятелей культуры разных стран, призывающей художников к дружественному общению: «Мой дорогой Рерих! Твой зов приходит в тот момент, когда все мы разъединенные друзья-коллеги, ощущаем истинную потребность в объединении высокого духа. Было бы большой честью для меня работать в этом направлении для «Cor Ardens», а состоять в братстве – священный долг».

Вслед за «Cor Ardens» в 1922 году, но на сей раз в Нью-Йорке, Николай Рерих основывает Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Создавая его, он желал воплотить в жизнь все ту же мечту о народной академии искусства, считая одной из главных целей «…проведение выставок во всех типах галерей, на заводах, школах, даже в госпиталях, тюрьмах и в деревнях вдали от центров искусства». Рерих вновь привлекает Аксели Галлен-Каллела к работе, посылает ему новое письмо, предлагая устройство выставки в Нью-Йорке…

О долгой дружбе Николая Рериха и Аксели Галлен-Каллела, возможно, мало кто знает, но судьбе было угодно, чтобы в память об этой дружбе картины обоих художников находились в Финляндии рядом, в собрании одного музея – в Атенеуме. «Как живет в Атенеуме моя картина? – спрашивал Рерих у С.В. Тигерстедта в письме из Индии. – Имеется ли каталог? Когда-то я был членом общества финских художников по рекомендации Стриндберга и Галлена...».

Картина «Песнь о Шамбале. Танг-ла» - 1943

«Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и надежду Мира – Сокровенную Шамбалу. Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его любви – «Песнь Шамбалы». На фоне величественного заката, освещенная последним лучом сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале, сидит сам Певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале» (Е.Рерих. «У порога Нового Мира» – избранные письма. 9 апреля 1948 года.)

Финляндию Рерих всегда вспоминал с большой теплотой. В книге «Держава Света» (1931) художник писал: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни… Истинно слово «культура» близко и легко произносимо на финской земле».

Хотя непосредственно по мотивам «Калевалы» Рерих не создавал картин, он высоко ее ценил и ставил в первый ряд словесных памятников, созданных человечеством: «Когда мы плыли по незабываемым финским озерам, – вспоминал художник, – вызывая образы мудрого Вайнемайнена (имеется в виду Вяйнямейнен – Е.С.), Айно и Сампо, мы видели и развалины седых замков, и древние храмы и знакомились с такими же древними обычаями, и мы чувствовали так ясно, почему Калевала стоит в первом ряду вечных человеческих творений», и как подлинное творческое завещание звучит дневниковая запись художника: «Должен сказать, что встречал (в Финляндии – Е.С.) для себя и моих близких самое доброе отношение. Многие финляндцы даже говорили мне, что я как художник принадлежу в их глазах одинаково как России, так и Финляндии. Это обращение дает мне как русскому право обратиться от всего сердца с обоюдным пожеланием, чтобы Россия и Финляндия обоюдно подлинно знали друг друга».
 

Николай РерихP.S. После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Николай Константинович Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Вместе с женой вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Осенью того же года по приглашению С.П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина.
В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и другие. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и других.
В Америке Рерих заработал репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства. За счёт предоставленных средств Рерих среди прочего основывает корпорацию «Белуха», которая вела борьбу за приобретение горнодобывающей и земельной концессий в окрестностях горы Белухи на юго-западном Алтае Также были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.
Определяя задачи Института, Рерих писал: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит» (Рерих Н.К. «Об искусстве»)
Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» – «Пылающие сердца», а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» – «Венец Мира». В ноябре 1923 года открылся нью-йоркский музей Николая Рериха, содержащий большую коллекцию картин художника.


 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж – 20 000 экз., объем – 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com
.


© 1996-2017 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал «СЕНАТОР» ИД «ИНТЕРПРЕССА». Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.