Чингисхан... Пожалуй, в степи в XII веке (как и в более поздние времена) не было людей, больше занимающихся связями с общественностью, чем шаманы. Им приходилось постоянно общаться с людьми, которые шли к священнослужителям со всеми своими проблемами, не скрывали от них своих мыслей и надежд. Шаманы поддерживали контакты со всеми слоями общества — от простолюдинов и рабов до самых знатных нойонов и ханов.
Таким образом, шаманы постоянно проводили что-то вроде социологического исследования: в результате постоянного общения с людьми они хорошо знали общее настроение и могли на основании его предпринимать соответствующие действия. Одной из главных причин недовольства монголов была постоянная вражда племенных вождей, из-за которой страдали все: нойоны не могли защитить народ, простолюдины не знали, какая судьба постигнет их завтра. Поэтому все монголы с ностальгией вспоминали недавнее время, когда в Монголии возникло первое ханство. Очень скоро оно пало под напором враждебных племён и китайских войск, но осталось в памяти народа как «золотой век»: сильная централизованная власть была способна защитить народ, покончить с междоусобицами нойонов и обеспечить процветание монголов. Восстановления ханства желали все слои общества.
При таком настроении Тэб-Тэнгри вполне мог реализовать свои амбиции и властолюбие. Но существовали барьеры, не позволявшие ему самому претендовать на ханский титул. Во-первых, несмотря на благородное происхождение, он не был достаточно знатен, чтобы стать ханом. Во-вторых, его статус также накладывал определенные ограничения на его будущее: он мог стать властителем душ, но никак не монархом.
И тогда Тэб-Тэнгри принял единственно верное решение: найти достаточно знатного человека, помочь ему стать ханом и возвыситься вместе с ним самому. Выбор его пал на молодого нойона Тэмуджина. Тэмуджин был достаточно знатен: его прадед был первым ханом монголов. Кроме того, Мунлик, отец Тэб-Тэнгри, был другом отца Тэмуджина — Есугея.
Итак, было проведено предварительное исследование, показавшее: монголы положительно настроены в пользу восстановления ханской власти. Найдена кандидатура в ханы — родовитый нойон Тэмуджин. Оставалось теперь убедить монголов, что кандидатура эта является наиболее подходящей для ханского трона.
Первый этап «предвыборной кампании», начатой Тэб-Тэнгри оказался одновременно и удачным, и неудачным. Будучи сам представителем аристократии, шаман старался привлечь на сторону своего «кандидата» монгольскую знать и не слишком в этом преуспел. То ли аргументы Тэб-Тэнгри были не столь убедительны, то ли он переоценил желание монголов восстановить ханскую власть, но поначалу Тэмуджина поддержали только несколько нойонов. В 1182 г. состоялся курултай, на которой Тэмуджин был избран своими немногочисленными приверженцами ханом. И то, помимо Тэмуджина было выдвинуто ещё несколько претендентов! Тем не менее, он получил ханский титул, и это уже была победа — первый шаг был сделан!
Чингисхан... Поняв свои ошибки, Тэб-Тэнгри и его «команда» (другие шаманы и приближенные новоизбранного хана) решили изменить тактику. Теперь их агитация распространилась на более широкую «целевую аудиторию»: сторонники хана Тэмуджина посещали буквально каждую юрту, каждый аил, каждый курень. При этом даже не слишком почётные страницы биографии Чингисхана его агитаторы умели обратить в положительную сторону: да, он провёл молодость в бедности и некоторое время даже был рабом в племени тайджиутов, — но зато теперь он хорошо знает жизнь не только нойонов, но и бедноты и сможет защитить интересы всех своих подданных! Кроме того, помимо личного имиджа нового хана также распространялись сведения о его деятельности — о его мерах по укреплению центральной власти, по защите подданных от набегов врага, по упорядочению системы сборов и т.д. Поскольку Тэб-Тэнгри не афишировал своей близости к хану Тэмуджину, его слова воспринимались с большим доверием — как свидетельство незаинтересованной стороны.
Но для всех покорённых народов Тэмуджин оставался узурпатором, истребившим семейства их законных правителей. Пришло время придать легитимный характер его правлению, и в 1206 году был созван новый съезд — на этот раз по-настоящему Великий курултай, на который собрались представители всех племён, признавших власть Тэмуджина.
Чингисхан... На этом съезде Тэб-Тэнгри озвучил новую, имперскую идеологию. По его словам, Небо повелело Тэмуджину повелевать монголами и помогло ему победить дурных правителей; подтверждением этого стало установление мира между племенами, окончание междоусобиц, процветание народа и его уверенность в завтрашнем дне. Теперь Тэмуджину надлежит принять новый титул, но какой? Он не мог быть просто ханом, поскольку победил ханов и включил их ханства в свои владения; не мог он быть даже гурханом, потому что и гурхан числился среди побеждённых им. И тогда Тэб-Тэнгри заявляет, что Небо подсказало ему новый титул — Чингисхан, который и надлежит теперь носить Тэмуджину. И сегодня ведутся дискуссии о том, как точно переводится «Чингисхан»; несомненно одно — этот титул раньше никто не носил, и он считался выше чем все существовавшие до сих пор.
Так завершилась долгая и сложная PR-кампания, приведшая к возникновению крупнейшей в мировой истории державы.
Ожидания Тэб-Тэнгри оправдались: он возвысился вместе со своим протеже. Его отец Мунлик стал первым среди приближенных Чингисхана и даже женился на его матери. Шесть братьев шамана получили важные должности и богатые владения. Сам шаман на пирах и официальных мероприятиях восседал рядом с ханом — выше всех остальных. Примечательно, что сам Тэб-Тэнгри не потребовал себе какого-либо титула — например, главного шамана, — предпочитая оставаться «серым кардиналом».
Но ни почести, доставшиеся его семейству, ни собственное положение не могли удовлетворить деятельного Тэб-Тэнгри, чьи услуги отныне были невостребованными. Свою миссию по продвижению Чингисхана к верховной власти он выполнил, а в его чудеса новоиспечённый степной император не верил.
Чингисхан... Вскоре похожая история случилась и с младшим братом Чингисхана Тэмугэ-отчигином: когда он приехал к шаману и потребовал вернуть своих людей, братья Тэб-Тэнгри поколотили и его и заставили на коленях просить прощения. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Чингисхана: он и так уже давно с беспокойством следил за усилением влияния шамана и членов его семьи, а теперь появился повод покончить с этим.
Уроки Тэб-Тэнгри не прошли даром для Чингисхана, который научился учитывать общественное мнение и старался не идти против него без необходимости. Он понимал, что открыто умертвить популярного и авторитетного шамана он не может и поэтому вместе с Тэмугэ вызвал его на суд. Суд принял решение: Тэб-Тэнгри и Тэмугэ должны бороться, и кто победит — тот прав. По согласованному с Чингисханом плану Тэмугэ вытащил шамана из ханского шатра наружу, где на Тэб-Тэнгри набросились ханские телохранители и переломили ему позвоночник.
Но Чингисхан не остановился на этом: он не мог допустить, чтобы Тэб-Тэнгри остался в памяти народа как герой и жертва ханской свирепости. Не позволив похоронить шамана, он повелел поставить над ним юрту, а ночью тело было тайно захоронено ханскими приближенными. Наутро Чингисхан объявил, что духи разгневались на Тэб-Тэнгри за то, что он позволил себе поднять руку на семейство хана, избранного по воле Неба, и похитили его тело и душу. Таким образом, Тэб-Тэнгри ушел из жизни не как мученик, а как преступник: идеология о богоизбранности хана, созданная шаманом, была использована против него же!
Чингисхан... Кончина Тэб-Тэнгри привела к понижению роли шаманов среди монголов во времена Чингисхана: их роль, как «властителей душ», влиятельных и в политических вопросах, начала вновь возрастать лишь при внуках Чингисхана. Ну, а функции «пиарщиков» окончательно перешли от них к «светским» лицам — чиновникам монгольских ханов…
Родился 14 января 1977 года в Ленинграде.
В 1999 г. закончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет по специальности «Связи с общественностью».
В 2001 г. закончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Юриспруденция».
В 2006 г. успешно защитил в Санкт-Петербургском государственном университете диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме «Ярлыки ханов Золотой Орды: Историко-правовое исследование».
С 2004 г. преподаёт на Гуманитарном факультете Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета. С 2007 г. — преподаватель юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С 2010 г. — доцент кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики.
Сфера научных интересов — история государства и права и политическая история тюрко-монгольских народов Евразии. Автор 5 монографий и более 50 статей по данной тематике. В 2010 г. стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга им. Е.Р. Дашковой за выдающиеся достижения в изучении государства и права Золотой Орды.
В ноябре 2010 г. присвоено учёное звание доцента.
Нет в мире человека, который не слышал бы это имя жестокого монгольского завоевателя, покорившего в 13 веке огромную часть мира; воина, который сеял вокруг себя разруху и смерть. Но далеко не все знают, какую важную роль сыграл Чингисхан в судьбе Монголии, ведь именно он был основателем Монгольской империи, колоссальнее которой человечество не знало за всю свою историю.
Статую Чингисхана считают одним из девяти чудес Монголии и главным символом государства. Для всего монгольского народа этот монумент имеет огромное значение, ведь Чингисхан — это человек, с которого начинается история нации.