Среди художников одним из первых оказался в действующей армии на Балканах Василий Дмитриевич Поленов. Уже в сентябре 1876 года он попал в Сербию к генералу Черняеву. Поленов делил с офицерами и солдатами все тяготы войны — дальних переходы, ночёвки в лесу, участие в стычках с неприятелем. В составе Летучего отряда полковника Андреева художник принимал участие в боевых действиях под Крушевацем, за что был награждён сербским золотым орденом Таковский крест с надписью «За веру, князи и отечество».
Цвета войны... Ещё до начала военных действий на Балканах побывали скульптор и живописец Михаил Осипович Микешин и один из самых успешных художников Константин Егорович Маковский. Микешин опубликовал свои картины-аллегории, в том числе «Россия у порога Балкан» и «Балканская мученица» в издаваемом им журнале «Пчела» . Картина Маковского «Болгарские мученицы» изображает сцену смерти болгарских женщин от рук башибузуков, ворвавшихся в православный храм. Она вызвала широкий отклик, имела шумный успех, экспонировалась в Петербурге на выставке в пользу «Красного креста», а затем на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Художественный критик Стасов считал её лучшей картиной Маковского.
Цвета войны... Вскоре после объявления Россией войны Турции в апреле 1877 года художник Алексей Петрович Боголюбов получает от Александра II официальный заказ исполнить две картины — эпизоды из русско-турецкой войны — «Взрывы турецких мониторов в Мачинском рукаве в виду города Браилова». Уже в июне Боголюбов отправляется на Дунай. Приехав в Браилов, Боголюбов получил в своё распоряжение катер, на котором он осматривает военные позиции. Из Браилова художник плавает в Галац, Гирсово, Добруджу, встречается с раненым лейтенантом Николаем Илларионовичем Скрыдловым, у которого «подробно разузнал, как он делал свой молодецкий налёт на турку». Художник проверяет эффекты ночных взрывов на воде, чтобы быть абсолютно точным при написании картин. К концу 1877 года императорский заказ был выполнен.
Морские баталии на сюжеты русско-турецкой войны создал знаменитый маринист Иван Константинович Айвазовский. Им написана целая серия картин о событиях войны, составляющих своеобразную хронику морских сражений.
Цвета войны... После Плевны художник отправился на Шипку, самоотверженно удерживаемую малочисленным русским отрядом. «Не думай, пожалуйста, что мне весело здесь, — писал Верещагин жене, — я просто не хочу пропустить то, что в мою жизнь не придется более увидеть/…/. Вчера и третьего дня я немного рисовал и ходил по госпиталям, видел ужасные перевязки/…/ При мне также делал профессор Склифосовский операции/…/. Так как людей было мало, то меня заставили держать больного и подавать инструменты».
Цвета войны... Балканская серия создавалась не сразу. Она была рождена не только в результате личного опыта и наблюдений, но также раздумий и обобщений. Записи, которые художник делал на протяжении всей войны, легли в основу его книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания художника В. В. Верещагина», изданной в 1894 году. Картины художник писал на основе собранных материалов в Парижской мастерской в течение 1878-1881 годов.
В серию входят 12 больших полотен. Самые значительные из них были приобретены у художника Третьяковым и входят в экспозицию Третьяковской галереи. «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» — центральная картина серии. Художник изображает в парадном строе русские войска, которые поздравляет с победой генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. Верещагин участвовал в боях у деревни Шейново на Шипкинском перевале 28 декабря 1877 года. Ряд фигур, в том числе Скобелев, имеют портретный характер. Все поле усеяно погибшими русскими и турецкими солдатами. Это цена, которой куплена победа. Верещагин говорил, что «на каждый час славы, на каждый час победы приходится 20, 30, 40, а то и больше часов страданий, мучений и невзгод!». Именно об этой стороне войны, о войне без фанфарного шума рассказывал художник в своих произведениях. «Балканская серия» — лучшее, самое серьёзное, что создано в русской батальной живописи.
По глубине правды, откровенности, искренности эти картины можно сравнить с «Севастопольскими рассказами» Льва Николаевича Толстого и с его великой эпопеей «Война и мир».
Цвета войны... Картины Балканской серии, показанные на выставке в Петербурге в 1880 году, произвели ошеломляющее впечатление. Дочь Третьякова Вера Павловна Зилоти вспоминала об этой выставке: «На черном фоне, при электрическом освещении эти картины, живые, как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали/…/, а за картинами где-то неслись звуки фисгармонии, певучие, тихие, жалобные… Сейчас слышу, как раздирали душу звуки «Песни без слов» Мендельсона, не было почти никого из публики, кто бы не вытирал слез, а я рыдала, спрятавшись в тёмный угол комнаты».
Глубокие чувства сострадания не вернувшимся с войны выразил Крамской в рисунке «Встреча войск». Он был исполнен в 1879 году. Слишком свежи ещё были впечатления не только от радости побед, но и от горечи утрат близких, любимых людей.
Под сильным впечатлением от этого рисунка Поленов писал художнику: «…очень хорошо взято событие, так глубоко, что неожиданно захватывает вас. Когда Репин открыл рисунок — все смолкло, и так почти час все находились под тихим, грустным настроением».
Репин также исполнил на тему окончания русско-турецкой войны живописный эскиз с таким же как у Крамского названием «Встреча войск». В отличие от Крамского Репин передаёт радость встречи победителей. Он предполагал написать на эту тему картину. Но, увидев рисунок Крамского, художник оставил своё намерение. Так просто и так глубоко были высказаны в нем самые главные чувства.
Цвета войны... Автор более ста научных публикаций по русскому искусству, в том числе монографических изданий, посвящённых творчеству крупнейших живописцев И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского.
Г. Чурак является одним из авторов и научным редактором фундаментального издания — Научного каталога собрания живописи второй половины XIX века Государственной Третьяковской галереи. Галина Чурак — автор многих выставочных проектов, проводимых как в Третьяковской галерее, так и за рубежом — в Европе, Америке, Японии. Наиболее крупные среди них: «В.В. Верещагин в Третьяковской галерее» (1992, Москва), персональная выставка И.Е. Репина (1994, Москва, Петербург), «Портретная и пейзажная живопись В.И. Сурикова» (1998, Москва), «Передвижники» (1990, США), «От реализма к авангарду. Освобождённый взгляд» (2002, Германия, Исландия), «Илья Репин. Открытие России» (2002, Нидерланды).