ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ И НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ

Вступление

русский писатель.

(Почему славяне не любят и даже ненавидят друг друга?..)
Утро в России Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью...

Текст статьи

Фёдор ДостоевскийФёдор Достоевский... По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда не было, таких ненавистников и клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!.. Даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать на нее… Особенно приятно для освобожденных славян высказываться и трубить на вес свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачной северный колосс, даже не чисто славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации...
Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью...
Фёдор Достоевский... России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своей, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтобы пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности?.. Для того, чтоб жить высшей жизнью, великой жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых сих до себя и до поднятия ими материнского ее признания — вот цель России, вот и выгода ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями высшими целями служения человечеству, а только будут служить своим «интересам», то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилят и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставить перед собой Россия, служа славянам, бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое». "Чего же мы достигли?..

Фёдор Достоевский... Результатов странных: главное все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасла их от этого высокомерного презрения и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полное от России отречение. Не хотели европейцы почесть нас за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае.
Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более презирали они нас самих. Мы виляли перед ними, подобострастно исповедовали наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой,.. что мы это у них все «не так поняли».
Фёдор Достоевский... Как же быть? Стать русскими во-первых и прежде всего. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, тотчас же начнет и нас самих уважать. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Став самими собой, мы наконец получим облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея,.. нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу...
Фёдор Достоевский... Мы убедимся тогда, что настоящее социальное слово несет в себе никто иной как народ наш,.. в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода заключается, — единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионом отрубленных голов...
А, впрочем, неужели и впрямь я хотел кого убедить. Это была шутка. Но — слаб человек: авось прочтет кто-нибудь их подростков, из юного поколения....
* стрюцкие — «это подлые, дрянные, презренные люди», — считал великий писатель.

«Дневник писателя» (1876 г.).

 

 

ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ | ОДНАЖДЫ АМЕРИКА О РОССИИ

Фёдор Достоевский... В том XIX веке, обращаясь к Великому Государю Александру II, американский писатель Марк Твен писал: «Одна из ярчайших страниц, украсивших историю всего человечества, с той поры как люди пишут ее, была начертана рукою Вашего императорского величества, когда эта рука расторгла узы двадцати миллионов рабов. Американцы особо ценят возможность чествовать государя, совершившего столь великое дело. Мы воспользовались преподанным нам уроком и в настоящее время представляем нацию столь же свободную в действительности, какою она была прежде только по имени. Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годины ее испытаний. С упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена. Ни на минуту не сомневаемся, что благодарность России и ее государю живет и будет жить в сердцах американцев.
Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе предумышленно несправедливым словом или поступком»
(фрагмент материала «Царь-освободитель, Император Александр II»).
Фёдор Достоевский... К началу ХХ века в вооруженных силах Российской империи проходили службу и занимали высокие должности представители более 40 русских ветвей германских родов. Некоторые из них насчитывали по нескольку генерал-фельдмаршалов, генерал-аншефов, инженер-генералов, адмиралов, высших офицеров. Высоким авторитетом в военных кругах пользовались представители германских родов: Ангальтов, Бенкедорфов, Будбергов, Врангелей, Каульбарсов, Остен-Сакенов, Ридигеров. Они, как и многие другие талантливые выходцы из германских земель, были увенчаны высокими правительственными наградами и самым почитаемым в России Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Высшими степенями этого Ордена были награждены генерал-фельдмаршал П.Х. Витгенштейн, генерал от инфантерии К.И. Бистром, генерал от кавалерии Л. Бенигсен. Только четыре офицера российской армии были награждены четырьмя степенями этого знака отличия, одним из них был генерал-фельдмаршал И.И. Дибич-Забайкалский.
Фёдор Достоевский... Генерал Эдуард Иванович ТотлебенНемцы широко привлекались русскими императорами и к управлению государством. Можно представить длинный список немцев-чиновников, которые правили русскими губерниями — и на Юге, и на Востоке, и на Западе империи. Достаточно сказать, что губернаторами в прибалтийских губерниях на протяжении всего XIX века (за исключением периода правления Александра III), были немцы. В Эстляндии правили: Врангель, фон-Лангель, Будберг, Эссен, фон-Гриневальдт, Ульрих и другие; в Лифляндии — Рихтер, Ган, Фелькерзам, Эссен, Эттинген, Лизандер и прочие.
Фёдор Достоевский... Немцы-военачальники, покрывшие себя неувядаемой славой в сражениях за русское Отечество, пользовались в России высоким авторитетом и уважением. Один из них — Э.И. Тотлебен — сыграл важную роль в жизни Ф. М.Достоевского, когда молодой писатель оказался в трудном положении.
Молодой Достоевский, будучи учащимся офицерского класса Инженерного училища в Петербурге, жил на одной квартире со своим другом и сокурсником Адольфом Тотлебеном — братом Эдуарда Ивановича Тотлебена. Здесь и познакомился юноша Достоевский с Эдуардом Ивановичем.
После четырехлетней сибирской каторги Федор Достоевский был направлен рядовым армии в Казахстан, в Семипалатинск. Через посредничество друзей писатель, будучи больным, ходатайствовал об увольнении из армии и устройстве на гражданскую службу, но безуспешно. В марте 1856 года Достоевский направляет письмо Э.И. Тотлебену.
Фёдор Достоевский извиняется за то, что беспокоит высокопоставленного генерала, известного героя обороны Севастополя (1854 г.): «Мне как-то совестно и тяжело было бы напоминать Вам о себе… Если б Вы знали с какой гордостью припоминал я, что имел честь знать Вас лично! Когда здесь узнали об этом, то меня закидали вопросами о Вас… и мне было так приятно говорить о Вас! Я не боюсь написать Вам это. Ваш подвиг так славен, что даже такие слова не могут показаться лестью… Благодарность русского к тому, что в эпоху несчастья покрыл грозную оборону Севастополя вечной, неувядаемой славой, — понятна. Но… и в мыслях моих не было беспокоить Вас собою. Но теперь, в минуту уныния и, не зная, к кому обратиться, я припомнил, как вы были со мною всегда радушны, просты и ласковы. Я припомнил Вас всегда с смелыми, чистыми и возвышенными движениями сердца и — поверил надежде… Простите же смелость мою… и если что можете сделать для меня, умоляю Вас, сделайте!» .
Э.И. Тотлебен принял самое живое участие в судьбе писателя. Он препроводил ходатайство Достоевского в Штаб генерал-инспектора по инженерной части великого князя Николая Николаевича, который направил документ военному министру с предложением и, в соответствии с просьбой писателя, перевести Достоевского из рядовых в прапорщики и «дозволить ему литературные занятия с правом печатания на узаконенных основаниях». Военный министр И.О. Сувхозанет довел ходатайство до императора Александра II и тот дал указание произвести Достоевского в прапорщики. Это дало возможность писателю обратиться к императору с просьбой об увольнении из армии по состоянии здоровья. В 1858 года Достоевский был уволен с военной службы…

 

 

РЕРИХ О КРАСОТЕ И КУЛЬТУРЕ

Фёдор Достоевский... Николай Рерих, художник, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств.Фёдор Достоевский... Друзья мои! Скажем кратко, в чем сущность наших задач и стремлений. Все определенное может быть выражено кратко: мы помогаем Культуре. А если кто в минуту дерзновения возьмет на себя бремя сказать: «Мы слагаем Культуру», то он будет недалек от истины. Каждый помогающий разве не является и сотрудником?
Фёдор Достоевский... Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению созидательной энергии. Мы стремимся изучать и воплощать так называемую абстракцию в реальность. Очень легко из каждого действия сделать абстракцию. И в этой отвлеченности утерять возможность действенности.
Мы видим постоянно, что самое реальное учение жизни превращается искусной риторикой в недосягаемую абстракцию и для успокоения малодушия передается в неосязаемую облачность. Сделать эти искусственно созданные великие абстракции реальностью и сущностью жизни есть ближайшая задача Культуры. Невозможно представить себе, чтобы истинное познание сущности, истинное учение жизни что-то только запрещало, отсекало и омертвляло.
Фёдор Достоевский... Истина будет там, где будет явлено беспрепятственное строительное расширение, вмещение и любовь к неустанному подвигу. Враги наши говорят, что мы будто бы образуем из себя какое-то особое племя. Если бы под этим они подразумевали народ Культуры, то, пожалуй, и это вражеское определение, как это часто бывает, явилось бы близким к истине. Этой истины мы и не будем бояться. Если как высшее обвинение отживающий черный век скажет нам: «Вот, собрались мечтатели и воображают, что они могут помочь человечеству». Ведь именно в этой помощи человечеству нас и укоряют. Но каждый из рассеянных по всем странам соратников наших при этом улыбнется и скажет: «А разве каждый естественный труд не является помощью человечеству?» Ибо мерзко было бы думать, что каждый трудящийся трудится лишь для себя самого. Нет, он трудится для кого-то, ему неизвестного. И тот неизвестный примет этот безымянный труд как некое выражение Благодати, облегчающее ему прохождение земного пути. Не мечтатели, но воплотители мыслей; мечта улетает в безбрежный воздушный океан, но воплощение мыслей творит сущности и цементирует пространство грядущими созданиями. О творчестве мыслью во многообразии говорили все религии, все учения. За многие тысячелетия до нашей эры египтяне знали это творчество мысленное. И еще сказано всюду: «Мысль и любовь». И под видом сердца и змия и чаши во всем многообразии благих символов дается то же предначертание мудрое: «Мысль и любовь».
Фёдор Достоевский... Ведь из мысли, эманации совершенно реальной, мы ухитрились сделать отвлеченность. Мы забыли, что не рука, но мысль и творит, и убивает. А из любви мы сделали или кислое воздыхание, или мерзость блуда. Дошло до того, что некоторые отрасли Христианской Церкви совершенно недавно даже санкционировали аборт. Это несчастное узаконение должно понимать как высшую меру отрицания духовности. Подумайте, если Церковь вместо мудрого распределения сил и воздержания будет рекомендовать убийство, если постоянно говорится о делении мира на созидателей и разрушителей, то ведь эта мера была бы страшным знаком разрушения. Но Культура по сущности своей не знает разрушения как такового. Она безудержно, беспрестанно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня. Но где же тот камень, который не пригодился бы мудрому строителю, берегущему каждую возможность? Истинно, в разных частях света сейчас возникает напряжение строительной энергии. Ряды молодых работников вопиют: «Мы изнемогли от разрушения, мы отяжелели от бессмысленной механизации, мы хотим творить, мы хотим делать ту полезную работу, которая соединила бы нас со светлым будущим». В старых учениях всегда указывался мост, соединяющий старый и новый мир. И нигде не говорилось ни о разрушении, ни о насилии.
Фёдор Достоевский... Если мыслить о духовности будущего, то ведь эта духовность не будет отвлеченной, но снова она вернется в зримость, в ощутимость, в непреложность. И снова Благодать станет вещественною, как вещественна и весома даже мысль. Если кто облагораживает жизнь свою, если кто вместо сорительного злоречия старается вернуться к творчеству светлому, разве это смешно? Ведь хихикать будут только невежды, для которых само Знание уже является отвлеченностью, а сама Красота ненужною роскошью и сама Благодать младенческою сказкою. Но самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков.
Фёдор Достоевский... Те же ученые показали нам, что Культура и достижение государств строились Красотою. Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится. Живучесть Красоты, вековая жизнеспособность Культуры говорит нам об истинном претворении отвлеченности в явленную жизнь.
Вот и мы, вовсе не мечтатели, но работники жизни, и постулат наш прежде всего в том, что мы стремимся сказать народу: «Помни о Красоте, не изгоняй ее облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! А если увидишь союзников, не отгони их, но найди всю меру благого вмещения, чтобы позвать нас на то же мирное необъятное поле труда и созидания. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взглянешь ты ввысь и прострешь крылья свои, как завоеватель сужденного Света...» В дни особых смятений и содроганий мы будем твердить о том же созидании, о том же благодатном Свете. И нет такого условия, которое могло отвратить вступившего на путь созидания.
Фёдор Достоевский... Не убоимся во имя Прекрасного и будем помнить, что насмешка невежества лишь толчок для подвига. Отрешаясь от эгоизма, если будем не только сами стремиться по пути Прекрасного, но и будем всемерно открывать его близким, мы уже будем выполнять ближайшую задачу осветления Культуры — восхождения духа.

 

ПРОРОЧЕСТВО ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО | САМАРСКОЕ ЗНАМЯ | ВЕЛИКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ — БРАТЬЯ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

 

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(205 голосов, в среднем: 1.9 из 5)

Материалы на тему

Редакция напоминает, что в Москве проходит очередной конкурс писателей и журналистов МТК «Вечная Память», посвящённый 80-летию Победы! Все подробности на сайте конкурса: konkurs.senat.org Добро пожаловать!