ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ, РОССИЯ ТОЖЕ!

Вступление

главный редактор журнала «Сенатор».

Время не ждёт... Рассвет в России по-рериховскиВремя не ждёт... «Эрманн и Видра», «Маркткауф», «Риттер Спорт», «Ванцль» — четыре крупнейших проекта, осуществляемых в России, причём каждый с большим успехом. И это во многом благодаря личности человека, выступившего идеологом и организатором этих масштабных работ. Гость «СЕНАТОРА» — баварский предприниматель Квирин Видра, президент группы компаний Mawy из Германии. А в недавнем прошлом военный лётчик, пилот-испытатель и командир эскадрильи. И ещё из характеристик, которые дают ему российские партнёры: «прекрасный специалист», «отличный руководитель», «человек большого обаяния». Один из его московских коллег выразился о нем так: «Сразу же подкупает то уважение, с которым он относится к нашей стране. Он верит в её будущее. Да, он удачливый предприниматель, но никогда прибыль не являлась для него единственной целью. Думаю, что ему просто было бы неинтересно, если бы все сводилось лишь к деньгам».

Текст статьи

Время не ждёт... Квирин Видра - MawyВремя не ждёт... Сам Видра алгоритм своего успеха формулирует по-военному кратко и чётко: «По-русски чувствовать и думать, действовать и руководить — по законам рынка». И ещё он часто добавляет: «Если приходить в Россию, то сейчас»...

«СЕНАТОР»: А все же, не слишком ли это резкий переход — из военных лётчиков в руководителя торговой фирмы? От самолётов — к инвестициям? От строгости военной дисциплины, размеренности службы — к стихии рынка?
КВИРИН ВИДРА:
Не забывайте, что свою военную карьеру я завершил в звании подполковника и должности командира эскадрильи. Возможно, человеку непосвящённому будет трудно обнаружить общее между главой большой фирмы и старшим офицером, отвечающим, в конечном счёте, за выполнение боевых задач. Между тем связь есть. Прежде всего, и в том, и в другом случае надо обладать способностью видеть будущее, перспективу. Уметь руководить людьми, ставить перед собой задачу и не отступать, пока ее не выполнишь. Важно быть примером для людей и пользоваться их доверием. И, конечно, очень важно любить свою работу и верить в будущее. Мы создали свою фирменную философию, в соответствии с которой на первом месте всегда стоит человек. Мы взяли на себя обязательства выполнять свою работу творчески, с самым высоким качеством, и при этом нести ответственность за то, что делаешь... Да, бизнес — это наш хлеб. Но мы говорим: «Mawy — больше, чем бизнес», потому что убеждены: выдающийся успех возникает лишь в случае, когда люди выступают самыми тесными партнёрами. Время не ждёт...

«СЕНАТОР»: Что заставило Вас приехать в нашу страну?
КВИРИН ВИДРА:
А я вам фактически уже назвал основную причину. Стремление преодолеть очередную высоту, справиться с проектом, каким бы сложным он ни казался. Это в крови у каждого лётчика. Именно этим чувством я руководствовался, когда в 1991 году оказался в России. Кроме того, ваша страна была мне очень интересна. Мне о ней много рассказывал дедушка, который после войны оказался здесь в плену. Четыре года он провёл на Урале. Наверное, даже мне, военному человеку, не понять, насколько это было тяжело. И все-таки дедушка не сказал ни одного злого слова о том времени, о русских, которые с ним рядом работали и жили. Всем тогда было несладко. Может быть, поэтому мне так хотелось сделать что-нибудь хорошее для вашей страны, чтобы люди жили здесь хорошо и счастливо. Если мне хоть в малой степени удалось помочь России в выполнении этой важной задачи, у меня есть все основания гордиться.

«СЕНАТОР»: Когда Вы служили в армии ФРГ, то наверняка получали информацию о том, что происходит в Советском Союзе? То есть в какой-то степени вы были подготовлены к свиданию с нашей страной. И все-таки едва ли первые впечатления были положительными. Уж больно это были тяжёлые годы…
КВИРИН ВИДРА:
К сожалению, первое, что вспоминается, это длиннющие очереди. Одна особенно поразила меня своими размерами. Оказывается, продавали всего-навсего обувной крем, привезённый из Болгарии. Временами у меня создавалось впечатление, что человек здесь весь день проводит в очередях. Причём это происходило не только потому, что полки в магазинах были по большей части пустыми и для того, чтобы накормить семью, нужно было обегать весь город. Торговля была занята лишь тем, чтобы распределять имеющиеся товары. «Вот сфера, в которой можно применить свои способности» — подумал я тогда. Время не ждёт...

«СЕНАТОР»: И все же едва ли 12 лет назад Ваши амбиции простирались до того, что компания Mawy будет участвовать в создании в Москве первого уже не супер-, а гипермаркета?
КВИРИН ВИДРА:
Да, планы, действительно, были куда скромнее. Пожалуй, такого я и не мог себе представить. Конечно, хотелось наладить торговлю с Россией, что, кстати, было и не таким уж простым делом. Вспомните все ограничения, которые тогда действовали. Но у вас есть такая пословица: «Глаза боятся, руки делают». Вот мы и предложили нашим российским партнёрам список продуктов питания из более чем 400 наименований. К сотрудничеству удалось привлечь две крупные немецкие фирмы — «РЕВЕ» и «ЭДЕКА».
Время не ждёт... Постепенно мы пришли к убеждению, что дальнейшим направлением нашей деятельности должна стать организация производства продуктов питания на месте. Но начали мы с создания своей сети дистрибуции. Одним из наших первых партнёров была компания «Эрманн», теперь хорошо известная в России и СНГ. Вначале у нас с «Эрманн» не было никакой перспективы, ведь ассортимент компании и маркетинговый бюджет не шли ни в какое сравнение с такими компаниями как «Кампинa», «Данон», «Цотт». И тогда я взял три грузовика с товаром и поехал с коллегами по российской глубинке. Практически, как русский коробейник. Это было правильное решение, поскольку открытий в ту экспедицию нами было сделано немало. В том числе, мы наконец поняли, что ждёт от нас российский потребитель.

«СЕНАТОР»: Вы хотите сказать, что наш потребитель был далеко не так уж прост, несмотря на всю свою неизбалованность?
КВИРИН ВИДРА:
Именно так. В принципе, люди с удовольствием покупали зарубежную продукцию, но ее производители не учитывали всех нюансов и привычек россиян. К примеру, мы выяснили, что у вас в стране лучше идут йогурты с большим содержанием жира, нежели те, которые принято употреблять в борющейся с излишним весом Европе. Маложирные йогурты (0,1%) здесь, в России, не пользовалось успехом. Нам тогда удалось убедить владельцев компании братьев Эрманн изменить ассортимент поставок. И в феврале 1995 года на российском рынке появились новые йогурты, густые, жирные, вызывающие аппетит. Уже через год мы продавали ежемесячно 150 фур йогуртов. А вскоре эта цифра выросла до 300 машин в месяц. В 1997 году наш ежегодный оборот только от продажи йогуртов достиг 108 млн марок. Знание нюанса принесло значительную прибыль и, главное, теперь мы обрели уверенность в нашем будущем, в покупательском спросе на продукцию, которую мы представляли на российском рынке.
Через центральный офис осуществлялась вся основная деятельность: дистрибуция, логистика и маркетинг. Добавьте сюда и западный ноу-хау, адаптированный к российским условиям, умение чувствовать ситуацию и строить доверительные отношения между партнёрами.
Так что мы все чаще стали задумываться о производстве йогуртов в России.
Время не ждёт... Вместе с партнёрами из «Эрманн» сотрудники «Mawy» долго искали место для строительства. Посещали заводы и молочные комбинаты, рассматривали возможности создания совместных предприятий. Окончательный выбор был сделан в пользу Раменского района Московской области. Мы сумели оформить все необходимые документы, при этом Администрация Московской области оказала большую поддержку нашему проекту. И даже дефолт не остановил нас — мы начали строительство. В общем, сейчас завод уже работает, выпускает йогурты, творожки, десерты с длительным и коротким сроками хранения. А также традиционные для россиян продукты — кефир, ряженку, сметану.

«СЕНАТОР»: Потенциал российского рынка огромен. И все же расширение числа инвесторов остаётся до сих пор самой серьёзной проблемой, над которой вот уже не один год бьётся правительство. Инвесторы очень неохотно идут в Россию. Почему их не убеждает Ваш пример? Ведь Вы работаете в нашей стране более чем успешно. Что, на Ваш взгляд, мешает активному притоку капитала из той же Германии?
КВИРИН ВИДРА:
Во-первых, в начале 90-х и в самой Германии было немало возможностей для хорошего бизнеса. И тут позвольте вспомнить ещё одну русскую пословицу: «От добра не ищут». Во-вторых, к России было достаточно сложное отношение, не без оттенка негатива. Сказывались годы политического и военного противостояния. Немцы же люди осторожные и, скажем честно, они побаивались ехать в Россию. Добавьте к этому и то, что германский предприниматель привык работать в условиях, когда государство обеспечивает сохранение его собственности, когда законы ясны, а финансовая система прозрачна. В России поначалу ничего этого не было. И все-таки одиночки рисковали. Кто-то даже добивался успеха. Но ведь были и неудачи. Инвесторы ещё не были готовы работать в полную силу. Время не ждёт...

«СЕНАТОР»: Другими словами, Вы считаете, что сегодня в России может работать далеко не каждый. Так какими качествами для этого надо обладать?
КВИРИН ВИДРА:
Вы хотите, чтобы я нарисовал портрет эдакого идеального бизнесмена? Прежде всего, это должен быть человек, готовый осваивать новые пути и новые направления в своём деле, какими бы сложными они ни казались. Он должен суметь не только понять, но и принять русский менталитет. Он не имеет права на сомнения и разочарования, не должен бояться трудностей, которые, естественно, встречаются на пути у каждого предпринимателя. Он не может позволить себе отступить от заданной цели. Он должен верить в своё дело и поддерживать то же чувство в своих партнёрах и сотрудниках. А это все возможно только при одном условии — если ты по-настоящему любишь и знаешь страну, в которую ты приехал работать. Время не ждёт...

«СЕНАТОР»: А каковы Ваши ощущения? Можно ли сказать, что Вы уже освоились в России?
КВИРИН ВИДРА:
Хочу вам признаться: лично мне нравится работать в России. Я, можно сказать, сроднился с ней. Хотя сам я родился в Мюнхене, чистый баварец. Правда, Баварии последние годы принадлежит особая роль в контактах Германии с Россией. Мы часто выступаем пионерами во многих начинаниях.
Время не ждёт... Но речь о другом. Здесь меня окружают замечательные люди, которых я понимаю и ценю. У меня прекрасные отношения с московским правительством и руководством Администрации Московской области. Конечно, пока ещё много проблем, но я вижу, что правительство старается создать, и уже многое сделало для того, чтобы в России возникли цивилизованные условия для деятельности предпринимателей. В том числе — зарубежных партнёров. Приняты новые законы. Совершенствуются таможенные правила. А что касается налоговой системы, то она стала просто образцовой, и многие страны вполне могли бы взять её на вооружение. Если же говорить о моей оценке банковской системы, то в этой области ещё предстоит немало поработать. Но главное, страна развивается. Ведь и в благополучной Германии все тоже не за один год было сделано. Необходимо время и терпение.

«СЕНАТОР»: Можете ли Вы тем не менее констатировать рост интереса к России со стороны деловых кругов Германии?
КВИРИН ВИДРА:
Конечно же, если сравнивать то, что было, и то, что мы имеем сейчас, следует признать: у нас прекрасные позиции для дальнейшего развития нашего дела в России. Скажу даже больше: реализация имеющегося потенциала экономического сотрудничества между Россией и Германией в значительной мере будет способствовать упрочению позиций обеих стран в мировой экономике. В целом, их будущее развитие следует оценивать довольно оптимистически.

«СЕНАТОР»: Вы упомянули о своих друзьях среди политиков, руководителей московского правительства и Администрации Московской области. А если бы у Вас не было связей такого уровня, могли бы Вы рассчитывать на успех в бизнесе?
КВИРИН ВИДРА:
Все обстоит ровным счётом наоборот. Свою деятельность в России я начал, не имея абсолютно никаких знакомств в среде политиков. И на их поддержку особо не рассчитывал. Они возникли как следствие моей активной работы, а отнюдь не как причина и условие. Но сегодня правильные контакты — решающий фактор успеха. Как, впрочем, и везде в мире, но особенно в России. Мой опыт свидетельствует: россияне хорошие, порядочные, трудолюбивые люди. Добрые, радушные и щедрые. С ними легко, если ты понимаешь России. Во-вторых, чтобы ни было между нашими странами в прошлом, сегодня общее восприятие Германии можно оценить только как позитивное. В-третьих, у россиян хорошее образование и они всегда рады учиться. И, наконец, их отличает высокая готовность целиком отдать себя делу, что является самой важной предпосылкой делового успеха.

«СЕНАТОР»: Господин Видра, как Вы думаете, можно ли в ближайшее время рассчитывать на появление в России новых инвесторов?
КВИРИН ВИДРА:
Если говорить об области, которую я лучше всего знаю — о торговле, то безусловно. Приход западных компаний на российский розничный рынок — вопрос уже решённый. Все условия для этого созрели. ВНП России и уровень доходов россиян постоянно растут. Увеличиваются и суммы, которые они расходуют на покупки. При этом две трети хозяйственных трат приходится на долю розничной торговли. Меняется и ее структура. Возьмём хотя бы ту же Москву. Если в 1999 году жители столицы 70% закупок делали на открытых рынках и только 30% приходилось на магазины, то сегодня это соотношение изменилось на прямо противоположное. По данным агентства Jons Lang Lassalle, москвичи произвели в 2002 году 56% закупок в магазинах, супер- и гипермаркетах.
Время не ждёт... Российская экономика на подъёме, и её граждане в праве ожидать, что им предоставят и лучшие товары, и достойное обслуживание. Довольны и инвесторы. За первый месяц работы гипермаркета «Маркткауф» на Новорязанском шоссе его владельцы настроились на оптимистический лад: если раньше говорили лишь о планке годового оборота в 50 млн евро, то теперь речь идёт об активном расширении сети «Маркткауф» в Москве и Подмосковье.

«СЕНАТОР»: Вы в России уже 12 лет. Интересно, сколько средств было инвестировано в её экономику при вашем участии и вами лично?
КВИРИН ВИДРА:
Прежде всего торговля — это большие деньги. Во время совместной работы с фирмой «Эрманн» компания инвестировала в производство около 100 млн марок. Mawy за эти годы вложила примерно 40 млн марок в создание сети дистрибуции. Кроме того, вы знаете, что мы партнёры концерна АФА/»Эдека» — ведущей немецкой компании в области торговли продуктами питания.
Инвестиции в первый «Маркткауф» уже составили около 40 млн евро, а сейчас обсуждаются шесть новых проектов в той же области. Это потребует ещё 150 млн евро. Продолжаем мы работать и с другим нашим партнёром — фирмой «Риттер Спорт» (производитель шоколада), она намерена в ближайшем будущем начать производство шоколада в России, на фабрике в городе Чехове. И, наконец, наш партнёр «Ванцль» — это мировой лидер в сфере торгового оборудования. Вместе с «Ванцлем» мы хотим построить в Москве большой цех для сборки покупательских тележек.
Ну, а дальше суммируйте. Получается несколько сотен миллионов долларов.

«СЕНАТОР»: Вы очень занятой человек. Но не вся же ваша жизнь проходит на работе. Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своей семье.
КВИРИН ВИДРА:
Я женат. Моя жена Аннетта — врач. У нас есть сын, ему 25 лет. Он недавно закончил 5-летнее обучение и будет лётчиком на самолётах ТОРНАДО. И я очень рад такому выбору сына, поскольку считаю, что эта профессия — очень хорошая основа для будущего. Сыном я горжусь. Он хороший парень и старается во всем следовать принципам, которые когда-то сформулировал ещё мой дедушка: быть честным, прилежно трудиться, уметь ставить перед собой цель и уметь достичь её, быть благожелательным и хорошо относиться к людям, радоваться жизни. Как видите, эти правила очень просты, но требуется немало усилий, чтобы всю жизнь их придерживаться. Время не ждёт... ritter-sport У нас очень крепкая семья, в которой сильны семейные традиции. Мы любим собираться вместе. Жаль только, что нет уже с нами ни дедушки, ни отца. Я хотел бы свозить их в Россию, показать не только Москву и Санкт-Петербург (хотя они, конечно, необыкновенно хороши), но и маленькие очаровательные городки, которых так много в средней полосе. А ещё я обязательно познакомил бы их с моими русскими друзьями. И уверен, что они сказали бы мне: «Это прекрасные люди». Люди — это самое ценное, что есть в России. Для них стоит работать. В общем, могу сказать, что жизнью своей и работой в России я доволен.

«СЕНАТОР»: А как же Ваша первая профессия? Неужели Вы навсегда расстались с небом?
КВИРИН ВИДРА:
Ни в коем случае. В свободное время обязательно занимаюсь спортом, продолжаю летать и на самолётах. Как известно, первая любовь самая крепкая.

 

   
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(132 голоса, в среднем: 2.5 из 5)

Материалы на тему

Редакция напоминает, что в Москве проходит очередной конкурс писателей и журналистов МТК «Вечная Память», посвящённый 80-летию Победы! Все подробности на сайте конкурса: www.victorycontest.ru Добро пожаловать!