АКАДЕМИК ВОСТОЧНЫХ ДЕЛ МИХАИЛ ТИТАРЕНКО

Вступление

доктор экономических наук, профессор.

Академик РАН Михаил Леонтьевич Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН.Он известен как учёный-востоковед, его знают как крупного российского специалиста по китайской философии и истории. Он — дипломат, мудрый политик и тонкий психолог — знаток проблем международных и межцивилизационных отношений в Евразии. Незаменимый консультант по вопросам развития связей России с её дальневосточными соседями, наш друг и наш юбиляр — академик Российской Академии наук Михаил Леонтьевич Титаренко.
Конфуций говорил, что «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Это выражение в полной мере относится и к нашему юбиляру, оно лучше всяких слов характеризирует его личность. И примечательно, что день его рождения совпадает с такими «круглыми» датами, как 60-летие образования Китайской Народной Республики и 60-летие установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Но в этих межгосударственных праздниках России и Китая кроется громадный смысл пройдённого этапа жизненного пути М.Л. Титаренко, для которого путь учёного-дипломата был открыт именно на этом направлении. За все прошедшие годы он внёс неоценимый вклад не только в российско-китайских межгосударственных отношениях, но и в сфере познания Россией Китайскую Народную Республику, её культуру, искусства, традиций и обычаев народов. Так что Китай для академика является не просто географическим названием дальневосточной страны, а состоянием его души и большей частью пройдённого им жизненного пути, его научных и просто человеческих интересов...

Текст статьи

Михаил Титаренко: Академик РАН, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН.Академик восточных дел Михаил Титаренко...
Крестьянский мальчик, родившийся 27 апреля 1934 года в деревне с необычным названием Лакомая Буда в Брянской области, конечно, и не предполагал, что может стать всемирно известным учёным, академиком Российской Академии наук, лауреатом Государственной премии России и кавалером десятка орденов и медалей. Не мог себе и представить, что когда-нибудь биографы напишут о нем: «выдающийся отечественный учёный-востоковед, специалист по китайской философии, истории, политике, проблемам международных и межцивилизационных отношений в Евразии, развитию связей России с её дальневосточными соседями». Однако все это будет. Уже об академике Титаренко Михаиле Леонтьевиче, директоре Института Дальнего Востока — ведущего исследовательского учреждения СССР и России по странам Восточной Азии, которым он руководит вот уже почти 30 лет.
Весь его жизненный путь стал доказательством того, как много может сделать человек, честно работающий, любящий свой народ и страну и принципиально отстаивающий интересы своего государства.

Первый интерес к Китаю возник у него ещё в стенах средней школы: учительница поручила ему подготовить для одноклассников политинформацию о китайских событиях — в Китае тогда шла ожесточённая гражданская война. Доклад понравился и соученикам, и учительнице, и она организовала ещё одно его выступление, уже на собрании колхозников. А потом доклады о происходящем в Китае в разных аудиториях села стали для него постоянным поручением.
В 1947 году семья переехала в Барнаул, где М.Л. Титаренко закончил школу и в 1949 году поступил в Барнаульское педучилище. Эрудированный преподаватель училища В.А. Вадимов помог юноше сделать ещё один шаг к выбору будущей специализации: он рассказал ученикам о педагогических идеях древнекитайского мудреца Конфуция, а потом поручил М.Л. Титаренко написать на эту тему небольшой доклад, который имел большой успех.
В 1953 году красный диплом педучилища и рекомендация педсовета открыли юноше путь для продолжения учёбы в столице на философском факультете МГУ им М.В. Ломоносова. Это была одна из самых светлых сторон тогдашней действительности тех времён — открытый путь к знаниям для молодых людей. В МГУ окончательно и определился интерес М. Титаренко к изучению истории китайской философии.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... В 1957 году в СССР было принято решение о расширении связей между двумя нашими народами. Из Китая в СССР приезжала молодёжь для обучения в вузах и стажировки на предприятиях. До сих пор многие китайские руководители различного уровня тепло вспоминают о годах, проведённых в СССР. В феврале 1957 года была отправлена и первая группа советских стажёров в Китай в различные вузы для обучения — китайскому языку, филологии, изучения истории, медицины, архитектуры и даже производства фарфора. В ней был и Михаил Титаренко.
Через год жизнь свела его с преподавателями философского факультета Пекинского университета Жэнь Цзиюю и Фэн Юланю, уже тогда известными учёными. Как раз в 1957 году началась идеологическая кампания «пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ». Власти призвали учёных к смелости. Но смельчаков ждала незавидная участь: уже во второй половине года началась кампания против «правых элементов». На интеллигенцию обрушились репрессии, началось её «трудовое перевоспитание».

 

☆ ☆ ☆

 

Михаил Титаренко в молодостиАкадемик восточных дел Михаил Титаренко... Летом 1958 года власти постановили направить студентов и профессоров ведущих университетов на обучение мудрости в крестьянскую среду для «слияния с народными массами». Михаил Титаренко был единственным иностранцем, который добровольно отправился вместе с китайскими коллегами трудиться в деревню. Изучение философии сменили полевые работы и уборка урожая. Лишь в свободное время студенты усаживались вместе с профессорами на устланном кукурузными стеблями кирпичном кане, чтобы обсудить строительство социализма и коммунистическое будущее. Однако для советского стажёра полугодовая работа в китайской деревне стала редчайшей возможностью увидеть страну изнутри, посмотреть на жизнь простых людей, понять их менталитет.
Михаил Титаренко продолжил подготовку на философском факультете Фуданьского университета (1959) в Шанхае — там профессора и студенты уже прошли через перевоспитание на селе. Тогда же он выбрал тему будущей диссертации: учение древнего китайского философа Мо Ди (V в до н.э.). Наставником М. Титаренко стал видный учёный Янь Бэймин. В 1961 году Михаил получил диплом об окончании университета по специальности «философ-историк китайской философии» и диплом переводчика китайского языка. Правда, увидев первый документ, выпускник испытал шок: диплом был выписан на имя «гражданина СССР Миши» — так китайцы привыкли называть советского стажёра...
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Завершение учёбы совпало с обострением китайско-советской политической полемики и сползанием отношений от недавней искренней дружбы к подозрительности и конфронтации, что не могло не сказаться на судьбе многих стажёров. Когда они вернулись в СССР с дипломами китайских вузов, то выяснилось, что они никому не нужны, так как все исследования по Китаю с начала 60-х годов были свёрнуты, Институт китаеведения АН СССР по приказу сверху был закрыт, советско-китайские торгово-экономические, научно-технические и культурные связи заметно сократились. В результате большинство из вернувшихся трудоустроилось совсем по другим специальностям. Но Михаилу повезло: он продолжил свою деятельность в КНР на дипломатической работе — сначала в Генеральном консульстве в Шанхае, затем в посольстве СССР в Пекине. В это время он продолжал целенаправленную работу по расширению научного кругозора, изучению классической философии и политической мысли Китая. В 1963 году он приступил к обучению в заочной аспирантуре философского факультета МГУ, а в 1965-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Древнекитайская школа моистов и их учение» и стал работать — в течение 20 лет! — в ЦК КПСС, защитил и докторскую диссертацию, посвящённую «культурной революции»; под его руководством реализуются издательские проекты, способствовавшие популяризации китайской философии в Советском Союзе. Так, в серии «Философское наследие» издательства «Мысль» в первый том вошёл раздел «Китайская философия», составителем и автором переводов и комментариев которого стал М.Л. Титаренко. Это было первое подобное издание в отечественной историко-философской литературе, затем в этой же серии вышло двухтомное собрание текстов «Древнекитайская философия». Подготовка и издание этой первой в нашей стране антологии древнекитайской мысли было осуществлено М.Л. Титаренко в сотрудничестве с В.Г. Буровым, Р.В. Вяткиным и Ян Хиншуном. В этом же издании была опубликована наиболее полная до настоящего времени подборка отрывков из памятника «Мо-цзы» в переводе учёного.

 

☆ ☆ ☆

 

Академик восточных дел Михаил Титаренко... В 1985 году вышла книга М.Л. Титаренко «Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение», поныне остающаяся в отечественной литературе единственным специальным исследованием этой школы древнекитайской философии. Наибольшее внимание учёный уделил социально-политическим и этическим воззрениям моистов, прежде всего их представлениям о справедливости и равенстве, сфокусированных в призыве Мо-цзы и его учеников устанавливать отношения между людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Учёный подробно исследовал антиконфуцианскую критику со стороны моистов, основанную на критерии «пользы для людей» и облечённую в принципы «почитания мудрости», «возвышения единства», «отрицания нападений», «экономии в расходах».
Важным шагом в популяризации китайской мысли в СССР стала публикация в 1989 году на русском языке перевода китайского вузовского учебника «История китайской философии»; инициатива по переводу и изданию этой книги принадлежала также М.Л. Титаренко.
В 1994 году был издан первый в истории мирового востоковедения энциклопедический словарь «Китайская философия», осуществлённый под непосредственным руководством М.Л. Титаренко. При подготовке издания было использовано все накопленное в отечественной синологии; к работе были привлечены китайские специалисты.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... В 1985 году М.Л. Титаренко стал директором Института Дальнего Востока АН СССР. Под его руководством институт превратился в научный центр с мировым именем. Он выступил перед руководством страны с предложениями о коренном пересмотре подходов к КНР и к ситуации на Корейском полуострове. Эти инициативы способствовали полной нормализации отношений с Китаем (1989) и установлению в сентябре 1990 года дипломатических отношений с Республикой Корея.

 

☆ ☆ ☆

 

Распад СССР принёс глубокий экономический кризис, финансирование науки резко сократилось. В начале 90-х новая российская политическая элита демонстрировала подчёркнутый интерес к сближению с Западом в ущерб стратегическим интересам страны на Востоке. В непростых условиях М.Л. Титаренко проявил себя как незаурядный организатор — его институт не просто боролся за выживание, но двигался вперёд, развивался, осваивая все новые научные темы и направления. Одновременно учёному пришлось выступать как патриоту отечества, аргументированно и убеждённо отстаивая курс на сотрудничество и партнёрство с Китаем — великим восточным соседом России.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... На рубеже веков в научном творчестве М.Л. Титаренко возникли новые исследовательские темы, связанные с осмыслением места и роли России в Азиатско-тихоокеанском регионе, отношений нового Российского государства с Китаем и другими соседями на Дальнем Востоке. Учёный ориентировал свой труд и работу Института на решение важной задачи — востоковедение было призвано внести свой вклад в анализ новых вызовов, возникших на дальневосточных рубежах России, дабы помочь сохранению целостности нашей страны, развитию её экономической мощи на восточных рубежах, возрождению её духовных богатств. Центральными стали тезисы о развитии России с опорой на сотрудничество со странами Восточной Азии, о необходимости поддержания равновесия между восточным и западным векторами российской политики. Во времена президентства В.В. Путина эти идеи уже восприняты частью отечественной политической элиты. Однако в сложные и драматичные для России 90-е годы продвижение этих концепций требовало больших усилий, оно сталкивалось с непониманием, предвзятостью и откровенным безразличием.
Рассмотрению места России в Азиатско-Тихоокеанском регионе посвящены шесть монографий М.Л. Титаренко:
— «Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений» (М., 1994);
— «Россия лицом к Азии» (М., 1998);
— «Китай: цивилизация и реформы» (М, 1999);
— «Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор» (М., 2003);
— «Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии» (М., 2008);
— «Россия и её азиатские партнёры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы» (М., 2012).
Красной нитью через эти труды проходит призыв к выстраиванию гармоничных отношений между Россией и её дальневосточными соседями, к учёту культурно-цивилизационных факторов при анализе внешнеполитической и экономической проблематики.
Академик Титаренко исходит из того, что «само положение России на евразийском пространстве предопределяет её роль связующего звена между Европой и Восточной Азией, географического стержня целостного мирового устройства, фактора сближения и взаимоувязки западной и восточной цивилизаций, политической культуры, моральных и идеологических ценностей». Подобное сближение может происходить лишь на основе диалога цивилизаций, терпимости и внимательности к иным культурам, отказа от попыток насильственной трансформации чужих ценностей.

Академик восточных дел Михаил Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН. Академик РАН Михаил Леонтьевич Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН.

Важное место в работах академика М.Л. Титаренко посвящено проблемам возрождения российского национального самосознания, его защиты от размывания в условиях глобализации, налаживанию созидательного диалога культур, позитивному осмыслению азиатского аспекта российской культурной идентичности. Учёный полагает, что восточный вектор российской политики является своего рода «константой», история которой насчитывает многие столетия. Другое дело, что в ходе крутых переломов в российской истории эта составляющая иногда уходила в тень. Сильное культурно-цивилизационное влияние на Россию со стороны Западной Европы — это реальность. Куда сложнее разобраться с азиатским направлением и понять — является ли это направление российской политики лишь функциональным, либо оно также имеет в своём основании цивилизационную подоплёку.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Учёный отмечает, что после распада СССР сегодняшняя Россия стала «более азиатским государством», чем Российская империя до 1917 года или СССР, поскольку потеря влияния в Восточной Европе и обретение независимости бывшими союзными республиками в западной части СССР «сместили» Россию в Азию. М.Л. Титаренко доказывает, что в российской политике азиатско-тихоокеанский и евро-атлантический векторы должны быть равноценны, ибо в противном случае Россия будет обречена на увеличение разрыва между западными и восточными регионами. Азиатский вектор сотрудничества является не только инструментом поддержания добрых отношений с восточными соседями, но и орудием сохранения целостности России, то есть её внутренней безопасности. Выравнивание приоритетов между Западом и Востоком позволит максимально эффективно использовать преимущества географического положения России. Это стимулирует развитие восточных районов страны, способствует включению в международную интеграцию Сибири и Дальнего Востока, создаст шанс для более сбалансированного вхождения России в глобальную экономику.

 

☆ ☆ ☆

 

Предлагаемая М.Л. Титаренко неоевразийская культурологическая схема восходит к работам представителей «старо-евразийского» течения в русской эмиграции 1920-30-х гг. (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский), противопоставлявшего исторические судьбы и интересы России и Запада, трудам В.В. Вернадского о ноосфере и разработкам Л.Н. Гумилева. Учёный подчёркивает, что в отличие от евразийцев первой половины ХХ века, неоевразийство более не противопоставляет друг другу европейское и азиатское измерение России, не стремится к замкнутости и обособлению, не отказывается от восприятия импульсов иных культурных традиций. Неоевразийство заявляет о себе как «принцип цивилизационной открытости, симфонического диалога и синтеза качественно разных по своей природе культур Востока и Запада». Это не только путь возрождения России, но и глобальный проект, способный заложить основы для будущего созидательного взаимодействия цивилизаций.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Эти размышления о диалоге культур рождались ещё в 90-е годы прошлого века на фоне полемики с двумя нашумевшими в то время концепциями американских учёных — «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона и «конца истории» Ф. Фукуямы, возникшими как осмысление новой глобальной культурной реальности, сложившейся после распада СССР и завершения построенного на идеологии советско-американского противоборства. Хантингтон предупредил о возможном расколе человечества по линиям этнокультурных и религиозных границ. Фукуяма, напротив, предположил, что Западу более ничто не угрожает, поскольку все страны и народы теперь сплотятся воедино, выбрав модель демократического общества американского типа. В конце 90-х спор о «конфликте цивилизаций» и «конце истории» слегка угас, чтобы разгореться с новой силой после терактов 11 сентября 2001 года, обостривших противоречия между Западом и исламским миром, а также вдохновивших американское руководство на меры по насильственной демократизации Ближнего Востока.

Академик восточных дел Михаил Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН. Академик РАН Михаил Леонтьевич Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН. Награждение в Кремле

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН. Награждение в КремлеНа этом фоне особую значимость обретают призывы неоевразийства к религиозной терпимости, взаимному уважению между культурами. По словам М.Л. Титаренко, подлинное евразийство может быть охарактеризовано как диалог культур и дружеское сотрудничество, это «пример синтеза западного рационализма и духовной мудрости Востока», который воспринимает «русскую культуру как синтез Востока и Запада на основе развития собственных самобытных начал» и приоритета духовности. «Система евразийских ценностей, стержнем которых являются духовные ценности христианства, является моделью равноправных отношений различных цивилизаций, признающей их право на существование, развитие и сотрудничество с другими цивилизациями, другими культурами».
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Кажется, что нынешняя Россия очень далека от евразийского идеала — ведь ценности коллективизма, сопереживания и равенства, сохранившиеся в идеологически трансформированном виде в советскую эпоху, были сильно потеснены в ходе общественно-экономических перемен 90-х годов прошлого столетия. Учёный призывает к защите этих ценностей и их адаптации к новым реальностям, указывая в качестве возможного примера на китайский путь сочетания национальной самобытности с освоением иностранной культуры. Этот путь пролегает через чёткое разделение собственной цивилизации на материально-инструментальную и духовную сферы. При этом национальные духовные ценности свято оберегаются, их трансформация идёт медленно, а защитники национальной культуры действуют сознательно и открыто, не опасаясь упрёков в косности и консерватизме.
На этом уровне проблемы международных отношений и межцивилизационного диалога сливаются воедино. Гармоничное взаимодействие со странами Восточной Азии окажется невозможным, если Россия будет пытаться навязывать им чуждые ценности. Напротив, Россия лишь укрепит свою национальную идентичность, если научится восточноазиатскому опыту ассимиляции иных традиций без ущерба для собственного цивилизационного «стержня».
Академик Титаренко глубоко проанализировал проблемы сохранения национальной культурно-цивилизационной традиции в ходе быстрого реформирования общества и его включения в процессы глобализации. Хотя в центре рассмотрения проблемы находится Китай, учёный обращается к проблемам развития региона в целом, полагая, что сформировавшаяся в последние десятилетия «восточноазиатская модель развития» демонстрирует миру наличие альтернативных путей строительства демократии и рыночной экономики, которые не сводятся к копированию западной модели. Азиатский финансовый кризис 1997 года подтолкнул многих зарубежных исследователей к критике «восточноазиатской модели развития». Однако большим заблуждением стала их попытка использовать кризис для полного отрицания «азиатских ценностей».
М.Л. Титаренко подчеркнул, что в основе по-прежнему перспективной «восточноазиатской модели» роста лежат устойчивые и позитивные по сути своей духовные ценности. Учёный отметил, что азиатский кризис был обусловлен серьёзными ошибками региональных политических и экономических лидеров, в том числе и тех, что неустанно клялись в верности своим национальным ценностям. Однако к их просчётам можно отнести не только недостаточность либерализации экономики и демократизации политики своих стран, на что указывают многие западные исследователи, но и отказ от собственных цивилизационных устоев, сопровождавшийся некритическим и бездумным усвоением западных ценностей общества потребления, подрывающих мобилизующие факторы функционирования экономик азиатских стран.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... При анализе будущего Китая и перспектив его взаимодействия с окружающим миром учёный опирался на комплексное рассмотрение адаптивных способностей к модернизации и к требованиям индустриального общества современной китайской цивилизации с её многотысячелетними духовными традициями. Обсуждая экономические успехи китайских реформ последних двух десятилетий, М.Л. Титаренко отметил глубинный цивилизационный парадокс, связанный с нынешним ростом потенциала Китая. С одной стороны, чаемый Западом переход Китая на позиции западных ценностей способен привести страну к политическому кризису, замедлить её экономическое развитие и вызвать разрушительный хаос. Последствия этого будут тяжелы не только для самих китайцев, но и для мира в целом. С другой стороны, мощь Китая зачастую воспринимается как угроза стабильности западной цивилизации, что толкает западных политиков к алармизму и разработке программ «сдерживания» Пекина. Не желая того, Запад попадает в ловушку выбора между двумя тупиковыми сценариями, один из которых подчинён стремлению переделать мир по американскому образцу, другой же движим страхом перед чужой мощью, воспринимаемой как враждебная сила. Выход из этой ловушки возможен лишь на основе признания равноправия и многообразия цивилизаций и социально-политических укладов.
М.Л. Титаренко оптимистично оценивает перспективы дальнейшего развития Китая и сохранения его целостности. Он указывает на ряд фундаментальных особенностей китайской традиционной цивилизации, способных помочь преодолеть трудности. Среди них стремление к социальной гармонизации, дух созидательности, этническая гомогенность населения и высокая этническая сплочённость ханьцев, высокая адаптивность и способность к «перевариванию» иностранного опыта. Учёный подчёркивает, что заимствование китайского опыта в России более не может сводиться к копированию конкретных шагов реформы, время для такого заимствования уже ушло. Академик восточных дел Михаил Титаренко... Для России куда важнее китайская цивилизационная методология, позволяющая отстаивать и развивать национальную самобытность — сперва «переваривание» достижений мировой цивилизации с учётом собственных традиций, и лишь потом их использование.
Более того, по мнению учёного, в нынешнее время стремительно растёт роль Китая в мировом развитии, не только в цивилизационном, но и в политическом и экономическом плане. Китай уже занимает 2-е место по объёму валового внутреннего продукта, а в 2013-м занял I место в мире по объёму внешней торговли. В результате резко возросла роль и ответственность КНР в решении глобальных проблем развития мировой экономики и вопросов безопасности. Китай становится одним из главных двигателей развития мировой экономики и принимает все больше участие в вопросах мировой политики. В этих условиях все более важную роль в формировании конструктивных подходов к мировым делам должно играть сотрудничество Китая с Россией в формировании нового, более справедливого демократического порядка на мировой арене. Как справедливо указал М.Л. Титаренко, «Россия и Китай — две державы — проявляют подлинно инновационный подход к формированию новой архитектоники мира и международной безопасности» (2012).
М.Л. Титаренко с тревогой указывает, что в нынешнем Китае размывается не только официальная партийная идеология, но и традиционные этические ценности трудолюбия и коллективизма. В сочетании с ростом национализма в духовной атмосфере Китая может скопиться взрывоопасная смесь: если экономический подъем прекратится, то китайское общество, привыкшее за четверть века к головокружительному росту, может этого не выдержать. Учёный отмечает две угрозы будущему Китая, и обе они находятся внутри страны. Первое — это «соблазн быстрого обогащения, построения потребительского общества американского образца», недостижимый из-за явной невозможности обеспечить всем китайцам райскую жизнь по заокеанским стандартам на базе имеющихся ограниченных экологических ресурсов. Вторая угроза — «имперский соблазн», реанимация традиционных амбиций китаецентризма и гегемонизма.
Особое внимание М.Л. Титаренко в своих работах уделяет проблемам стратегического сотрудничества России на дальневосточном направлении, обращает внимание российской общественности на то, что необходимо уделять внимания восточному вектору российской политики, развивать связи со странами Востока, где растут новые центры экономической силы и политического влияния. Учёным был сделан важный вывод о том, что «российским интересам отвечает сценарий всестороннего взаимодействия, соразвития с Китаем». Академик восточных дел Михаил Титаренко...

 

☆ ☆ ☆

 

Научные интересы М.Л. Титаренко весьма широки. Помимо проблем развития Дальнего Востока России, перспектив российско-китайских отношений и ситуации в самом Китае в сферу деятельности учёного входит и определение места и роли России и Китая в Восточной Азии, включая Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию. В связи с растущей ролью Китая в мире в работах учёного много внимания уделено проблемам взаимодействия России и Китая в Центральной Азии в новых условиях, в которых высказывается необходимость активизации деятельности ШОС не только в политической, но и в экономической и гуманитарной сфере. В центре внимания учёного уже много лет находятся проблемы Корейского полуострова и предлагаются пути их решения.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... По инициативе М.Л. Титаренко Институт Дальнего Востока РАН совместно с китайскими и индийскими коллегами организовал постоянно действующий семинар, посвящённый научному обсуждению проблем в формате трёхстороннего сотрудничества, — Россия — Индия — Китай (РИК). Возникший позже формат БРИК (РИК плюс Бразилия) «объективно опирался на организационные и концептуальные наработки трёхстороннего индийско-российско-китайского взаимодействия (цели, принципы, приоритеты, поэтапное институциональное становление — от неофициальных консультаций к механизму встреч глав МИД и саммитам при параллельном развитии секторального диалога)».
Титаренко и его семья Титаренко и его семьяУчёный провёл многосторонний анализ проблем российско-китайского взаимодействия, заключив, что, несмотря на различия в путях реформ, у России и Китая есть хорошие перспективы для добрососедства. Более того, у обеих стран есть огромный и все ещё недостаточно используемый потенциал экономического сотрудничества. М.Л. Титаренко отмечает, что главным побудительным мотивом в активизации российско-китайского стратегического взаимодействия явились изменения на мировой арене и рост противоречий в отношениях с Западом. «К середине 90-х годов ХХ века стало ясно, что вхождение России и Китая в «цивилизованный (в «западном» понимании) мир» не состоялось. И та, и другая держава, с точки зрения Запада, остались его основными потенциальными противниками».
Особое внимание учёный посвятил осмыслению цивилизационной миссии китаеведения (и востоковедения в целом), не только способствующих познанию Китая и востока, но и «обеспечивающих переход от контактов и диалога к взаимопониманию и равноправному сотрудничеству социумов и их культур». В мировом масштабе синология превращается в инструмент цивилизационного общения Запада и Китая, при этом «особенностью российского китаеведения является то, что оно проникнуто духом евразийства, подчёркнутого равноправного отношения к Китаю, китайской цивилизации, стремлением к взаимопониманию и взаимообогащению, к симфонической гармонии культур». М.Л. Титаренко подчёркивает роль востоковедения в изучении «цивилизационных координат» российской культуры и в формировании адекватной политики государства на восточном направлении.

 

☆ ☆ ☆

 

Академик РАН Михаил Леонтьевич Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН.В этом плане решающую роль играет многотомная, многодисциплинарная энциклопедия «Духовная культура Китая», главным редактором которой стал академик М.Л. Титаренко. Энциклопедия замышлялась как научное, и вместе с тем просветительское издание, способное удовлетворить растущий интерес общества к китайской культуре. Реализация проекта заняла более десяти лет. В издательстве «Восточная литература» РАН было издано шесть томов энциклопедии: «Философия» (2006), «Мифология. Религия» (2007), «Литература. Язык. Письменность» (2008), «История. Политика. Идеология. Право» (2009), «Наука. Технологии. Военная мысль. Медицина. Образование» (2009) и «Архитектура. Каллиграфия. Живопись. Ремесло. Музыка и танец. Театр и кино» (2010). Это солидные книги с изящным графическим оформлением в стиле традиционного китайского книгоиздания, качественными цветными иллюстрациями, подробные указатели снабжены иероглификой. Каждый том состоит из трёх разделов — общий раздел, куда входят развёрнутые статьи и очерки по главным проблемам тома; словарный раздел, где в алфавитном порядке размещены статьи о китайских терминах, течениях мысли, персоналиях и произведениях; справочный раздел, куда входит библиография, различные указатели (имён, терминов, географических названий, понятий, произведений), а также карты и хронологические таблицы.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Научная и организационная деятельность М.Л. Титаренко получила заслуженное признание российской и международной научной общественности. В 1997 году он был избран членом-корреспондентом, а в 2003 году — действительным членом Российской академии наук. Ранее был избран академиком Российской академии естественных наук, действительным членом Международной академии информатизации. М.Л. Титаренко — почётный доктор Гаванского института Азии (Республика Куба), почётный доктор Ханьянского (Республика Корея) и Цзилиньского (КНР) университетов, почётный профессор Хэйлунцзянской академии общественных наук (КНР), советник Международной конфуцианской ассоциации, вице-президент Международной ассоциации по изучению китайской философии (США), член Европейской ассоциации китаеведов.
М.Л. Титаренко является председателем Научного совета РАН по проблемам изучения современного Китая и Международного научного совета по проблемам мира, безопасности и развития в Восточной Азии, президентом неправительственной организации «Российское общество солидарности и сотрудничества стран Азии и Африки», председателем Общества российско-китайской дружбы, членом Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, а с 2003 г. — членом Исполнительного совета этого комитета, членом Президиума Российско-японского комитета XXI века, членом Совета неправительственных организаций при Председателе Государственной Думы РФ (с 1998 г.). М.Л. Титаренко — член редколлегий ряда российских и зарубежных китаеведческих и политологических журналов, а также международных научных советов Цзилиньского (Чанчунь, КНР) и Ханьянского (Республика Корея) университетов.
М.Л. Титаренко награждён двумя орденами «Знак почёта», орденом Почёта РФ, орденом Республики Корея «За заслуги в дипломатической службе (медаль Хункван)». В 1995 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ». Он является лауреатом премии Российской академии наук имени Е.В. Тарле.

 

☆ ☆ ☆

 

...Когда-то в далёком 1949 году, поступив в Барнаульское педучилище, пятнадцатилетний Михаил Титаренко посадил под окнами родного дома саженец клёна. Через 50 лет он посетил родные места и нашёл у дома высокий, широко раскинувший ветви, кряжистый и крепкий клён, дающий густую прохладу людям в знойную погоду. Вот так и сам Титаренко: он прочно и крепко стоит на этой земле, и раскидистое дерево его жизни своими корнями и ветвями всё больше связывает народы, страны и эпохи, помогая соками и светом знаний прошлого и настоящего зеленеть листве будущего. Академик восточных дел Михаил Титаренко...

 

 

НАШЕ ДОСЬЕ. АКАДЕМИК МИХАИЛ ТИТАРЕНКО.

Академик РАН Михаил Леонтьевич Титаренко: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока Российской Академии наук.Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, директор Института Дальнего Востока Российской Академии наук.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Видный учёный-востоковед — один из крупнейших в России и за рубежом исследователей философии и духовной культуры Китая, международных и межцивилизационных отношений в Азии, проблем нового евразийства и связей Российской Федерации с её дальневосточными соседями. Председатель Научного совета РАН по проблемам комплексного изучения современного Китая и Международного научного совета по проблемам мира, безопасности и развития в Восточной Азии.
Он родился 27 апреля 1934 года, в селе Лакомая Буда Брянской области.
В 1957 году окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. А после студенчества, с 1957-го по 1959 год, он стажировался в Пекинском университете и проходил учёбы на факультете китайского языка. В это же время он обучался на философском факультете у известных китайских философов Фэн Юланя, Жэнь Цзиня и Фэн Дина. В 1961 году стал выпускником философского факультета Фуданьского университета (Шанхай, КНР).
В 1965 год. Аспирантуре МГУ, защита кандидатской диссертации по теме «Древнекитайский мудрец Мо-Ди, его школа и учение»;
1978 год — докторская диссертация на тему «Субъективистская методология идей Мао Цзэдуна»;
1979-й — докторская диссертация об идеологической ситуации в КПК накануне и в период «культурной революции».
С 1985 года и по настоящее время он является директором Института Дальнего Востока РАН. Под его руководством этот институт превратился в многопрофильный центр научных исследований по самому широкому кругу теоретических и практических проблем развития российского и зарубежного Дальнего Востока, в первую очередь Китая, и отношений с государствами Северо-Восточной Азии.
Май 1997 года: М.Л. Титаренко избран членом-корреспондентом, а через шесть лет, в мае 2003 года, — действительным членом Российской академии наук; почётный профессор ряда китайских и зарубежных академий и институтов, заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации.
Сферу его научных интересов составляют история китайской философии и проблемы международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Прежде всего, речь идёт о вопросах адаптация России к процессам экономической глобализации, наращивания потенциала сотрудничества России со странами Азиатско-тихоокеанского региона и расширение диалога цивилизаций и культур Востока и Запада…
Академик М.Л. Титаренко — автор работ по изучению традиций китайской философской, политической и экономической мысли, он раскрыл факторы, обеспечивающие устойчивость и саморазвитие китайской цивилизации, которые оказывают влияние на внутреннюю и внешнюю политику Китая, Тайваня и на поведение самой китайской диаспоры в мире. Он внёс значительный вклад в разработку новой концепции российско-китайских и российско-южнокорейских отношений и разработки проблем безопасности на основе сотрудничества в Восточноазиатском и Азиатско-Тихоокеанском регионах.
За всеми этими биографическими данными этого человека стоит яркая, порой, драматичная история жизни, история становления глубокого исследователя, тонкого дипломата и прекрасного администратора-хозяйственника. «Начинать из глубины, познавать суть вещей….» — гласит один из древних китайских канонов. Именно такой путь был избран молодым исследователем, который изучал Китай не только в аудиториях и библиотеках, но также и в китайской глубинке, на полях деревенской народной коммуны. Его профессиональная специализация складывалась с изучением древнекитайской философии и освоением китайского языка.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Для будущего академика РАН период его деятельности в системе МИД СССР и ЦК КПСС был временем многочисленных загранкомандировок. Большое количество информации, новые возможности и широкие международные связи помогли развитию и обогащению личности молодого дипломата и учёного. Вполне объяснимо, что в те годы специфика работы на ответственных государственных постах и партийных должностях предполагала определенную закрытость. Но именно в это время, М.Л. Титаренко получил неоценимый опыт государственной службы, позволивший ему шире взглянуть на роль и место синологической науки в системе общественных наук.
По мнению академика, «во времена СССР и тем более — сегодня, российские государственные интересы в Азии всегда были и остаются реальными императивами безопасности и жизнедеятельности нашей страны». «Общественные науки (в частности, китаеведение) должны предлагать варианты и сценарии реализации внешней политики на различных страновых или региональных направлениях, давать прогнозы и рекомендации для усиления эффективности этой политики» — считает академик.
Другая особенность того времени в жизни М.Л. Титаренко — это органичное совмещение государственной службы и научных исследований, как в сфере традиционной китайской философии, так и в политической сфере, связанной с ситуацией в КНР. В 1965 году, после защиты диссертации на тему: «Древнекитайская школа моистов и их учение», ему присуждается учёная степень кандидата философских наук. А в 1969 году, по его инициативе, в 1-ый том «Антологии мировой философии» включается раздел «Китайская философия», составителем и автором переводов и комментариев которого был он сам. И снова, по его инициативе, в 1972-1973 годах, издаются два тома собрания переводов на русский язык произведений древнекитайских философов.
Смыслом всей работы М.Л. Титаренко на посту директора Института Дальнего Востока была и остаётся максимальная отдача его жизненной энергии, интеллектуального таланта и организаторской способности порученному делу. Фактически, институт для него стал детищем, требующего постоянного внимания, которого все время нужно растить и воспитывать, кормить и оберегать. Сегодня ИДВ РАН представляет собой многопрофильный центр научных исследований по самому широкому кругу теоретических и практических проблем развития российского и зарубежного Дальнего Востока, в первую очередь Китая и российско-китайских отношений.
Академик восточных дел Михаил Титаренко... Конечно, путь развития института был нелёгким, но директор-академик умело провёл его по бурному руслу «реки времени», минуя всякие водовороты и рифы, как в трудные 90-е годы, так и в не лёгкие 2000-е. Сегодня ИДВ РАН — один из немногих гуманитарных институтов Российской Академии, который сумел сохранить ценный и уникальный кадровый состав. Даже в самые трудные годы руководство Института умело находило средства на социальную поддержку людей и на публикации научных трудов учёных, на их поездку в загранкомандировки и на проведение крупных международных конференций.
Конечно, за всем этим стоит он — директор-академик Михаил Леонтьевич Титаренко. За годы руководства академика М.Л. Титаренко институт стал признанным лидером по комплексным исследованиям Китая, Японии, Корейского полуострова и проблематике АТР, включая всю Восточную Азию и деятельность Шанхайской Организации Сотрудничества в России, ближнем и дальнем зарубежье. В стенах института на Нахимовском проспекте сложилась серьёзная школа восточноазиатских исследований. Сотни видных учёных мирового уровня — последователи и ученики академика Титаренко, — специалисты по Китаю, Японии, корейским государствам, ШОС и АСЕАН, работают здесь на ключевых научных направлениях, обеспечивая высокий уровень российского востоковедения.
Академик Михаил Титаренко ведёт и научно-педагогическую деятельность, им подготовлены более 15 кандидатов и докторов наук. Он разработал концепцию нового евразийства, в течение 1994-2003 годах по этой теме он написал и издал серию монографий. В них он излагает принципиальные аспекты международных отношений в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе с учётом обеспечения национальных интересов России. Некоторые из этих монографий переведены на иностранные языки и изданы в Китае, Японии, США, Республике Корея и других странах. Среди них: «Россия и Восточная Азия» ( М., 1994), «Россия лицом к Азии» (М., 1998), «Китай: цивилизация и реформы» (М., 1999), «Китай на пути модернизации и реформ (1949-1999 гг.» (М., 1999 — в соавторстве), «Россия: безопасность через сотрудничество — Восточно-азиатский вектор» (М., 2003), «Китай — Россия 2050: стратегия соразвития» (М.: 2006 — в соавторстве), «Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии» (М., 2008).
Как активный исследователь китайской философской и общественно-политической жизни, он опубликовал цикл работ по истории китайской мысли, в том числе статьи о философских и общественно-политических взглядах Мо-Ди, поздних моистов, Конфуция, Чу Си, Сунь Ятсена, Ли Дачжао, Мао Цзэдуна, Лю Шаоцы, Дэн Сяопина и других...

 

   
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(87 голосов, в среднем: 1.4 из 5)

Материалы на тему

Редакция напоминает, что в Москве проходит очередной конкурс писателей и журналистов МТК «Вечная Память», посвящённый 80-летию Победы! Все подробности на сайте конкурса: www.victorycontest.ru Добро пожаловать!