ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА

Вступление

основатель, издатель и главный редактор
Федерального журнала «СЕНАТОР».

Портовый город ХолмскХолмск — второй по величине и экономической значимости город Сахалинской области с населением 60 000 человек, в котором обосновалось более двадцати крупнейших предприятий острова. АООТ «Холмский морской торговый порт» — одно из немногих российских акционерных обществ, пытающихся выжить в таких экономических условиях, когда на государство (чья доля в этом предприятии составляет 20%) надеяться не приходится и все проблемы решаются только своими силами. Тут на первый план выходит грамотное администрирование.

Текст статьи

Портовый город ХолмскГенеральный директор порта Владимир Павлович Боровиков — один из представителей школы «старой закалки», кто смог адекватно воспринять новые реалии. В нем уживаются положительные качества прежнего поколения руководителей с умением мыслить по-современному.

Владимир Боровиков«СЕНАТОР»: Владимир Павлович, раскройте нашим читателям ваш «секрет успеха».
Владимир Боровиков:
Это слишком громко сказано — успех. Да, порту удалось удержаться «на плаву», наладить связи с рядом отечественных и зарубежных фирм. На нашей стороне и особое географическое положение — недаром Сахалин называют морскими воротами страны на тихоокеанском побережье. Через нас проходит немалая часть импортно-экспортных потоков в регионе. Но продолжающийся кризис в экономике острова, возросшая в связи с этим конкуренция с портами-соседями в борьбе за выживание, существенные изменения в структуре внешней торговли делают нашу жизнь все труднее и труднее.
Еще в советские времена сложилось, что от порта кормится весь город. Любой наш прокол неизбежно отражается на жизни всего Холмска. От предприятия во многом зависят городской бюджет, социальная сфера, система отопления, состояние дорог, улиц и многое-многое другое. Заводы встали, федеральные ассигнования мизерны — как город может нормально существовать в таких условиях, если ещё и мы «загнёмся»? Да и самим нам не хотелось бы стать банкротами, когда у порта прекрасная техническая база, есть желание оживить свои собственные дела. Вот мы и действуем.

«СЕНАТОР»: И какие меры вы предпринимаете?
Владимир Боровиков:
Прибегаем к давно проверенному методу — проводим рекламную кампанию. И не только в России, но и за рубежом. Так нам удаётся находить новых партнёров, в основном в странах азиатско-тихоокеанского региона. Мы выиграли конкурс одной американской компании, проводящей разработку шельфов, установили прочные деловые связи с известными иностранными фирмами, такими, как «Мобил», «Сумитомо», «Аджио». Это более или менее стабильный приток валютных средств, что позволяет потихоньку обновлять портовое оборудование, осуществлять ремонтные работы — одну из наиболее капиталоёмких статей наших расходов.
Японцы уже давно подсчитали, что им выгоднее всего гнать свой товаропоток в Европу через Россию. Наш порт вполне мог бы стать одним из элементов такой цепочки, но, похоже, в центре этого не понимают.

«СЕНАТОР»: А как у вас в целом складываются отношения с властями?
Владимир Боровиков:
С местными — прекрасно. Но вот с областными и федеральными... Честно говоря, возлагаем большие (может, слишком?) надежды на Госдуму. Ждём от неё толковых законов. Ассоциация российских портов, в которую мы входим, уже давно лоббирует принятие документов, затрагивающих жизненно важный для нас вопрос — распределение грузопотоков. Надеемся также, что, в конце концов, будет рассмотрен закон о портах, благодаря которому, возможно, в наш край потекут реки инвестиций.
Государство уже признало наше акционерное общество стратегически важным для интересов России. Но де-факто мы оказались «на обочине». Все наши усилия могут быть в любой момент перечёркнуты неправильными действиями Москвы. И все же Холмский порт, не уповая на федеральные власти, продолжает самостоятельно предпринимать меры по расширению своей деятельности, модернизации материальной базы, укреплению позиций в регионе и во всей стране в целом.

«СЕНАТОР»: Сахалин всегда был и остается российским форпостом на Дальнем Востоке. Насколько я понимаю, ваш оптимизм в отношении будущего компании строится именно на этом...
Владимир Боровиков:
Сахалин — край, где для России каждый день встаёт солнце. Звучит, может, немного пошло и «зазнайски», но именно с нашего региона мог бы начаться процесс, в который я искренне верю, — процесс возрождения экономики всей страны в целом. Российские стратегические интересы в Азии слишком велики, чтобы вдруг исчезнуть и оставить нас в стороне от импортного и экспортного потока.
Положение в области аховое. Люди сидят без работы, многие предприятия стоят, закрыты угольные шахты. Если раньше сюда везли грузы для предприятий, а отсюда — их продукцию, то общий спад превратил прибыльный бизнес чуть ли не в убыточный. Но ситуация меняется. Хороший симптом — рост нашего оборота. Мы уже превысили прошлогодние показатели, и пока есть повод считать, что все наши беды не более чем временное явление. Порт стал платить налоги, чего прежде не было. Словом, финансовое положение улучшилось. Ежемесячно отгружаем по два-три парохода с лесом на экспорт в Японию, Корею и за это получаем твёрдую валюту. Приток «живых» денег позволяет нам решать почти все связанные с реальными деньгами вопросы, что недоступно многим российским предприятиям, застрявшим в сложившейся системе взаиморасчётов.

«СЕНАТОР»: То есть у вас идёт «светлая полоса»?
Владимир Боровиков:
К сожалению, нет. Существует куча проблем, с которыми все ещё пытаемся развязаться. За последние годы грузопоток уменьшился почти втрое. Государственных контрактов, спасавших (и не только нас) в прежние годы, сейчас вообще не существует, так что ведем дела только с частниками. Да ещё непосильное налогообложение и никаких послаблений или льгот. А кризис в производственном секторе чуть ли не каждые полгода оставляет порт без очередного постоянного партнёра. Сейчас наше относительное благополучие основано лишь на вывозе сырья из России, что крайне неперспективно. Пока не восстановится промышленная база, не заработает на полную мощность и наш порт, не начнётся и стабилизация экономики страны. Портовый город Холмск

«СЕНАТОР»: Какими вам видятся ближайшие и дальние перспективы порта?
Владимир Боровиков:
Давайте не будем загадывать. Мне кажется, что каждый из нас — вы, я, любой другой россиянин — просто должен добросовестно и качественно выполнять свою работу. Как только появится уверенность в завтрашнем дне, мы встретимся снова и с удовольствием, не спеша, поговорим о будущем.

«СЕНАТОР»: Портовый город Холмск
Владимир Боровиков:
Действительно, ведь настоящее и будущее тесно связаны с прошлым, в котором и надо искать корни многих вопросов современности.
За последние полтора столетия ни одно крупное событие в жизни Сахалина не обошло этот город стороной. Туземное стойбище, русский военный пост, промышленная фактория, крупный портовый центр — таковы основные вехи его развития. Основание Холмска оказалось оправданным со стратегической точки зрения и стало одним из важнейших событий в истории борьбы России за утверждение своих прав на Тихом океане в середине Первым русским судном, прошедшим водами Татарского пролива по следам француза Лаперуза и англичанина Броутона, была винтовая шхуна «Восток» из состава эскадры адмирала Путятина. 18 августа 1853 года она вышла из Нагасаки, взяв курс к западному побережью Сахалина и далее в лиман Амура. Командир шхуны капитан-лейтенант Римский-Корсаков в своих мемуарах написал, что тот клочок моря, который Лаперуз и Броутон назвали таким негостеприимным, ветреным и туманным, встретил его как нельзя ласковее, «угощая бодреньким попутным ветерком вместо хлеба с солью».
В истории каждого поселения, будь то столичный город или небольшое село, есть событие, неизменно привлекающее к себе внимание и профессионального историка, и просто любознательного, неравнодушного человека. Это сам факт зарождения населённого пункта, точная дата его рождения.
Датой основания военного поста Маука, вместо которого уже в нашем веке был возведён Холмск, можно считать 21 мая 1870 года, когда со шхуны «Восток» здесь были высажены 10 русских солдат, строителей и первых жителей будущего города.
Создание военного поста — важный эпизод в общей цепи событий, связанных с утверждением прав России на остров Сахалин в 60-70-е годы XIX века. Неукоснительно соблюдая условия Симодского договора, русское правительство, тем не менее, действовало твёрдо и настойчиво. В результате к 1870 году вдоль побережья Татарского пролива вытянулась целая линия русских постов, позволявших полностью контролировать обстановку на подходе к проливу Невельского и лиману Амура. Строительство военных укреплений было вызвано не только осложнениями в русско-японских отношениях того периода, но и планами России по дальнейшему освоению Сахалина.
В начале 1874 года японское правительство, убедившись, что дальнейшие попытки колонизации острова бессмысленны, стало вывозить оттуда своих поселенцев и решило отказаться от своих притязаний на остров. И в 1875 году в Петербурге был подписан договор, по которому за Россией остался весь Сахалин в обмен на 13 островов Курильской гряды, отходивших к Японии. В итоге большинство мелких постов было упразднено, но Маука продолжала существовать, поскольку было необходимо развивать рыбные промыслы на юге Сахалина. Поселение стало разрастаться, вокруг туземного стойбища и постовых построек постепенно появились новые дома.

«СЕНАТОР»: Значит, Холмск обязан своим существованием рыбе?
Владимир Боровиков:
Именно так. Добыча рыбы и морепродуктов была ведущей отраслью экономики Сахалинской области. На протяжении тысячелетий морской промысел был главным источником существования туземного населения Сахалина. Во второй половине XIX века остров стал одним из центров промышленного рыболовства на Дальнем Востоке. Тому есть благоприятные объективные предпосылки: юго-западное побережье острова, омываемое водами тёплого Цусимского течения, отличается сравнительно мягким климатом, а прилегающие акватории — богатством и разнообразием природных морских ресурсов.
Одним из первых русских предпринимателей, нарушивших монополию японцев в рыбной промышленности Дальнего Востока, стал владивостокский купец Я.Л. Семенов. На протяжении четверти века его деятельность была связана с Маукой, где находились его основные предприятия, положившие начало отечественной рыбной промышленности на берегах Тихого океана. Продукция его предприятий более тридцати лет успешно конкурировала с продукцией иностранных рыбопромышленных фирм, как на внутреннем рынке, так и за пределами страны.
Русско-японская война 1904-1905 годов круто изменила ход событий сахалинской истории. Вслед за падением Порт-Артура, поражениями царской армии в Маньчжурии и разгромом русского флота у острова Цусима наступила очередь Сахалина. С Маукой связаны лишь отдельные эпизоды этого драматического периода. 23 августа (5 сентября по новому стилю) 1905 года в американском городе Портсмунд был подписан мирный договор, по которому Россия уступила Японии часть острова к югу от 50-й параллели. Японские власти сразу обратили внимание на выгодное положение Мауки и её незамерзающую бухту. В апреле 1922 года рыболовецкий посёлок официально получил статус города, а в июле 1929 года, благодаря росту численности населения, стал городом первой категории.

«СЕНАТОР»: Надеюсь, хотя бы создание инфраструктуры — наша заслуга?
Владимир Боровиков:
Нет, не угадали. Основы закладывались именно в те времена. В период японского управления местные власти вложили немалые средства в создание структуры коммуникаций, учитывая роль Мауки как морских ворот Сахалина, административного и промышленного центра, имеющего большое значение для развития хозяйственных отношений региона. Строились шоссейные и железные дороги через несколько горных перевалов Южно-Камышового хребта, сквозь тайгу, сопки и многочисленные распадки. На железнодорожной линии, строительство которой можно назвать самым крупным и сложным в инженерном отношении, пробито 15 тоннелей общей протяжённостью более 5 км, возведено 35 мостов. Таким образом, с сентября 1928 года город Маука превратился в крупный транспортный узел, связавший Южный Сахалин с портами Японии, Китая, Кореи и других стран.
Рыболовство по-прежнему оставалось ведущей отраслью хозяйства. Вместе с тем довольно успешно велась добыча каменного угля, расширялась разработка лесных запасов, развивалось сельское хозяйство, а также совершенно новая для Сахалина отрасль экономики — целлюлозно-бумажная промышленность. Город Маука стал главным центром торговли и индустрии на западном побережье и занимал ключевую позицию в экономике японской части острова.
После освобождения в 1945 году юга Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов Холмск продолжал расти, развиваться, строиться, хорошеть. Сегодня это город тружеников моря с развитой инфраструктурой. Действуют два порта — торговый и рыбный, имеется комплекс морского пароходства и паромной переправы, связанный с железнодорожным узлом и автотранспортной магистралью. Они позволяют и сегодня считать город наиболее привлекательным для инвесторов в сфере развития экономики, социальной инфраструктуры и туризма.

«СЕНАТОР»: С прошлого вы плавно перешли на настоящее. Так что же такое Холмск сейчас?
Владимир Боровиков:
Несмотря на экономический кризис в стране, в Холмском районе сохранен экономический, социальный и интеллектуальный потенциал. Действуют предприятия единого цикла рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности. Среди них 3 рыболовецких колхоза, рыбоконсервный завод, жестянобаночная фабрика, 3 предприятия по ремонту судов. При том, что многие производства закрылись, не выдержав новых, рыночных условий хозяйствования, возник ряд малых предприятий, занятых в прибрежном рыболовстве и переработке морепродуктов. Сохранены два сельскохозяйственных предприятия, которые своей продукцией круглый год полностью обеспечивают район. Пищевая промышленность представлена вторым в области по объёму производства пищекомбинатом «Чеховский», молокозаводом, хлебокомбинатом, предприятием общественного питания. Район богат морскими и минеральными ресурсами: открыты месторождения угля, газа, нефти, цеолитов. Разработана программа освоения сырьевых ресурсов, чтобы привлечь инвесторов и увеличить налогооблагаемую базу и благосостояние населения.
Иными словами, у нас есть хорошие предпосылки для стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере района.

«СЕНАТОР»: Чья же это заслуга?
Владимир Боровиков:
Не в последнюю очередь — бывшего мэра Холмска. За его плечами 34 года трудового стажа, из которых 7 лет он посвятил управлению городом и районом. Это высококвалифицированный специалист, ныне депутат областной думы, обладающий глубокими экономическими знаниями в области рыночных отношений, целеустремлённостью, добросовестностью, чувством долга перед избирателями. И он проводил анализ условий и перспектив развития района, сохраняя его экономический потенциал. Наш район занимает третье место в Сахалинской области по объёму промышленного производства, который в 1998 году вырос по сравнению с предшествующим на 82%. При его непосредственной поддержке наиболее успешно работали такие отрасли, как рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выросли товарооборот и объем бытовых услуг.
Как я уже говорил, руководство Холмска и наш морской торговый порт работают в тесной связке, оказывая друг другу неоценимую помощь в решении многочисленных проблем. Только сообща мы можем преодолевать последствия кризиса в стране. И в таких условиях высокая компетенция бывшего мэра в решении экономических и финансовых проблем помогла сохранить уровень доходов муниципального бюджета. Принятые меры позволили снять социальную напряжённость в районе, достигшую к моменту выборов в 1997 году критической отметки. Долгих сумел погасить восьмимесячную задолженность по заработной плате бюджетным работникам и пенсиям, а также обеспечить уже с конца 1998 года регулярные выплаты. Притом, что средства из федерального бюджета на льготы и компенсации к нам практически не поступают, мэр организовывал адресную помощь неимущим и малообеспеченным. Люди почувствовали себя социально защищёнными и поверили в будущее района, да и всего Сахалина. На Холмском перевале

НАША СПАРАВКА: Морские ворота Сахалина — Холмский морской торговый порт, расположен на западном побережье южной части острова Сахалин, вершине залива Невельского. Гавань порта Холмск защищена от непогоды двумя мощными молами: «Северный», длиной 240 метров, и «Южный» — 312 метров. Вход в порт шириной 150 метров находится между молами и обращён к западу. Глубины на входе в гавань — 10-11 метров, а в центральной части 7,5-9 метров. Порт свободен ото льда круглый год. Может принимать среднетоннажные суда с осадкой до семи метров. При условии проведения углубительных работ порт сможет принимать и обрабатывать крупнотоннажные суда.
В порту три причала для обработки транспортного флота длиной 360 метров и два специализированных причала по 130 метров для приёма паромов типа «Сахалин», который курсирует между островом и материком.
Порт — высокомеханизированное предприятие, имеющее 13 портальных кранов грузоподъёмностью от 5 до 40 тонн, 35 автопогрузчиков, грузоподъёмностью от 1,5 до 10 тонн, и другую перегрузочную технику.
Порт имеет богатый опыт переработки генеральных грузов: угля, леса, металла, труб различного диаметра, техники, химгрузов в пакетах, контейнеров, рыбопродукции и других. Наличие в порту разветвлённой железнодорожной сети, как Сахалинской, так и материковой колеи, позволяет производить перегрузочные работы по прямому варианту и обрабатывать более ста вагонов в сутки.
Для переработки и хранения грузов порт имеет склады открытого хранения грузов общей площадью 19659 квадратных метров, а также склады крытого хранения, площадью 12356 квадратных метров. В порту есть склады временного хранения и таможенные склады для грузов, находящихся под таможенным контролем. Порт может доставлять грузы потребителям собственным автотранспортом. А наличие в городе мощного и стабильно работающего автотранспортного предприятия значительно расширяет эти возможности. С островными районами порт связан железной дорогой и развитой сетью автомобильных дорог.
Высококвалифицированные кадры докеров позволяет АООТ «Хомский торговый порт» занимать ведущее место среди портов России по интенсивности обработки судов.

 

Интер-Пресса    О журнале «Сенатор»    Senator International    Анна Герман   Маршалы Победы   «Вечная Память»

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Материалы на тему

Редакция напоминает, что в Москве проходит очередной конкурс писателей и журналистов МТК «Вечная Память», посвящённый 80-летию Победы! Все подробности на сайте конкурса: konkurs.senat.org Добро пожаловать!