РЕНЕССАНС — ЭПОХА ТИТАНОВ

Вступление

журналист-международник.

Сандро Боттичелли: «Венера и Марс»Почему же родиной Возрождения — Ренессанса, стала именно Италия, а точнее итальянские города и государства на Апеннинском полуострове? Развитие культуры и цивилизации трудно отделить от социально-экономических и политических условий существования той или иной страны. Это подтверждает как сегодняшняя реальность, так и исторический опыт. Находясь в центре Средиземноморья, Италия на рубеже I-II тысячелетий оказалась своего рода мостом в отношениях между Западом, едва приходящим в себя после долгих веков «спячки», и Востоком, где стремительно строилась новая империя — Арабский халифат. Причем арабы преуспели не только в расширении своих владений, но и в том, что сумели творчески освоить и переосмыслить культурное наследие Древней Греции и Ближнего Востока. Особую роль в их отношениях с Европой играли мусульманская Испания и остров Сицилия, где арабы и норманны совместно с другими населявшими её народами создали удивительный симбиоз — могущественное и процветающее государство, давшее европейцам дотоле невиданный пример этнической и религиозной терпимости. Большая заслуга в этом последнего норманнского короля Рожера II. А высшая точка его развития приходится на первую половину XIII века, во времена правления императора Фридриха II...

Текст статьи

Ренессанс... «Тайная вечеря» — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане…Ренессанс... Человечество пережило множество эпох. Страшных, удивительных и даже загадочных. Но из всей череды столетий лишь одно было названо Золотым Веком, временем титанов по силе мысли, страсти и духу, по многосторонности и учености. Влияние Ренессанса на умы было поистине революционным и всепроникающим. Он в той или иной степени затронул все страны Западной, Центральной и даже отчасти Восточной Европы. Его влияние на умы было поистине революционным. Он принес столь сокрушительные перемены, что Средневековье с его идеей слабости и ничтожества человека, низменности его природы и чувств полностью утеряло свои позиции в философии и культуре. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени», — писал Фридрих Энгельс. И до сих пор историки, оценивая его влияние, отдают должное стране, где Ренессанс зародился, откуда его идеи распространились по всему миру, а именно Италии. Именно там был зажжен тот факел, который затем осветил новый путь всему человечеству.

 

 

RINASCIMENTO

Ренессанс... Почему же родиной Возрождения — Ренессанса, стала именно Италия, а точнее итальянские города и государства на Апеннинском полуострове? Развитие культуры и цивилизации трудно отделить от социально-экономических и политических условий существования той или иной страны. Это подтверждает как сегодняшняя реальность, так и исторический опыт. Находясь в центре Средиземноморья, Италия на рубеже I-II тысячелетий оказалась своего рода мостом в отношениях между Западом, едва приходящим в себя после долгих веков «спячки», и Востоком, где стремительно строилась новая империя — Арабский халифат. Причем арабы преуспели не только в расширении своих владений, но и в том, что сумели творчески освоить и переосмыслить культурное наследие Древней Греции и Ближнего Востока. Особую роль в их отношениях с Европой играли мусульманская Испания и остров Сицилия, где арабы и норманны совместно с другими населявшими её народами создали удивительный симбиоз — могущественное и процветающее государство, давшее европейцам дотоле невиданный пример этнической и религиозной терпимости. Большая заслуга в этом последнего норманнского короля Рожера II. А высшая точка его развития приходится на первую половину XIII века, во времена правления императора Фридриха II. Он, как считают многие ученые, явился по существу одним из родоначальников Проторенессанса. Основатель Неаполитанского университета, Фридрих покровительствовал наукам и искусству, и сицилийская поэзия, создававшаяся под влиянием арабов и провансальских трубадуров, стала одной из составных частей формировавшейся тогда итальянской литературы.
Ренессанс... Симонетта Веспуччи (Simonetta Vespucci, урождённая Каттанео) — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Считалась первой красавицей флорентийского Ренессанса, за свою красоту получила прозвище «Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонетты (La Bella Simonetta). Служила моделью картины Боттичелли «Рождение Венеры», и нескольких других его работ; изображена в виде Клеопатры со змеёй на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды»…

Ренессанс... Симонетта Веспуччи Ренессанс... «Портрет молодой женщины» — картина живописца тосканской школы Сандро Боттичелли, написанная в 1476-1480 гг. Авторство Боттичелли предположительно. Картина хранится в Берлинской галерее… Ренессанс... Сандро Боттичелли: «Аллегорический портрет женщины»

Контакты с арабами способствовали развитию и итальянской экономики, особенно торговле и связанному с нею мореплаванию. В торгово-экономические отношения между Европой и Ближним Востоком, откуда везли редкие для европейцев товары, наиболее активно вовлекались ведущие морские центры Апеннин. За пальму первенства в этой сфере вели спор Венеция, Генуя, Пиза и Амальфи. Купцы-мореплаватели из них бороздили не только воды Средиземного моря, но вполне успешно вели торговые операции даже в портах Чёрного и Азовского морей, поднимаясь вплоть до Киева. Так, о венецианцах («венедици») в Киеве упоминается в «Слове о полку Игореве». Это — конец XII века, а спустя полвека итальянский монах-францисканец Плано Карпини первым из европейцев совершил путешествие в ставку Великого монгольского хана и на обратном пути встретил в Киеве среди прочих купцов генуэзцев, венецианцев и пизанцев.
Ренессанс... Сандро Боттичелли: «Венера и Марс»Ренессанс... Торговля делала своё дело. Богатели приморские города, давая в свою очередь импульс экономическому развитию других районов Италии, особенно в её Северной и Центральной части. Плодородная земля приносила хорошие урожаи. В городах развивались ремёсла, и мастеровые уже объединялись в цеха, постепенно осознавая себя как серьезную социальную и политическую силу. С приходом достатка постепенно менялось и самосознание людей, особенно горожан, стремившихся ко всё большей самостоятельности. На территории Италии, начиная уже с XI века, появляется и утверждается новая форма городского управления, когда жители городов добиваются для себя определённой автономии. Горожане пытаются избавиться от излишней зависимости от «синьора». Так возникает феномен городов-коммун с выборными должностными лицами для их управления, или же во главе города остаётся «синьор», но с ограниченными правами. Некоторые из этих городов-коммун сыграли огромную роль в развитии государственности, экономики и культуры Италии. Этому способствовало и то, что на Апеннинах, в отличие от остального европейского континента, не получили такого распространения идеи абсолютизма. Ренессанс... «Весна» (Primavera, 1482 г.) — самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли. Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, или Лоренцо Пополано, кузена Лоренцо Великолепного. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»…Ренессанс... Конечно, итальянские города соперничали или даже враждовали между собой, но они забывали о взаимных распрях, когда им грозила общая опасность быть подчинёнными папскому Риму, представлявшему собой тогда особое, специфическое государство, или же оказаться во власти германских императоров, мечтавших присоединить Италию к своим владениям. Противостояние с сильным противником ещё больше закаляло характер вольнолюбивых итальянцев, и порой они сами наносили чувствительные удары по войскам как германского императора, так и римского папы. Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни на Апеннинах не могли не сказаться на духовных запросах граждан. Они уже не могли довольствоваться только тем, что им могла дать католическая церковь. Стала проявляться тяга к светскому началу, а наиболее просвещённые люди все в большей степени интересовались историческим прошлым и особенно античностью. Для итальянцев это были и Древняя Греция, и их собственная земля — Древний Рим. Ренессанс... «Рождение Венеры» (Nascita di Venere) — картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5?278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует…Ренессанс... «Поклонение волхвов» — картина Сандро Боттичелли, написанная около 1475 года. Хранится в галерее Уффици. Известно, что Боттичелли было заказано не менее семи версий «Поклонения волхвов». В образе волхвов Боттичелли вывел трёх членов семейства Медичи: Козимо Старого, преклонившего колени перед Девой Марией, изображение которого Вазари охарактеризовал, как «лучшее из всех сохранившихся, полное жизненной силы», и его сыновей — Пьеро ди Козимо и Джованни ди Козимо рядом с ним. Все трое ко времени написания картины были уже мертвы, а Флоренцией успешно управлял внук Козимо — Лоренцо Медичи, также изображённый на картине вместе со своим братом Джулиано. Картина написана по заказу состоятельного флорентийца Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы, члена гильдии искусств и ремёсел города Флоренции и придворного Медичи, для его погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины…Ренессанс... Все больше обозначались сдвиги в культуре и, в частности, в архитектуре и изобразительном искусстве. От романского стиля, когда всё внимание приковывалось к массивным и приземлённым формам, начался переход к готике, позволявшей человеку поднять голову, устремляя взгляд ввысь. Правда, готика не была изобретением итальянцев, она пришла из континентальной Европы. Но у итальянской готики было своё лицо. Например, знаменитые готические соборы Реймса или Кёльна с их высокими шпилями скорее подавляют верующего человека своими размерами. В то время как итальянская готика, пионером которой был скульптор и архитектор Бенедетто Антелами, благодаря своим разумным параметрам, изяществу, особому духу оказалась более близкой человеку.

 

 

ПРОТОРЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС
Ренессанс... Копия: Симонетта Веспуччи (Simonetta Vespucci, урождённая Каттанео) — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Считалась первой красавицей флорентийского Ренессанса, за свою красоту получила прозвище «Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонетты (La Bella Simonetta). Служила моделью картины Боттичелли «Рождение Венеры», и нескольких других его работ; изображена в виде Клеопатры со змеёй на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды»… «Портрет молодой женщины» — картина живописца тосканской школы Сандро Боттичелли, написанная в 1476-1480 гг. Авторство Боттичелли предположительно. Картина хранится в Берлинской галерее. В модели предполагают Симонетту Веспуччи, или же мать или жену Лоренцо Великолепного. Портрет происходит из дворца Медичи и имеет наибольшие основания считаться картиной, описанной Вазари…

Ренессанс... Основным центром новых веяний в итальянской культуре стала Тоскана со своим главным городом Флоренцией. На рубеже XIII-XIV веков здесь творил один из выдающихся представителей Проторенессанса и итальянской готики, архитектор Арнольфо ди Камбио. С его именем связаны многие памятники Флоренции, такие как Палаццо Веккьо и городской собор Санта Мария дель Фиоре. Его учитель Никколо Пизано стал одним из основоположников Проторенессанса в скульптуре. В работах этого мастера уже сказывается влияние идей и форм античности с его мощью, выразительностью, пластичностью. Одно из самых прекрасных произведений Никколо Пизано и его сына Джованни — фонтан в центре города Перуджа в Умбрии. Становление нового направления шло и в итальянской живописи. Чимабуэ, Каваллини, Симоне Мартини и другие художники немало сделали для преодоления плоскостности изображения, что было характерно для ранее пришедшей на Апеннины византийской традиции, связанной с иконописью. Этот процесс завершил ученик Чимабуэ, великий Джотто (1267-1337), ярчайший представитель не только Проторенессанса, но и итальянского искусства в целом. Он создал циклы живописных работ, расписывая отдельные капеллы и храмы, и среди них особо выделяются исполненные им фресковые циклы в церкви св. Франциска в Ассизи и в Капелле дельи Скровеньи в Падуе. Проторенессанс, подготовивший почву для эпохи Возрождения, нашёл отражение и в литературе. В конце XIII-XIV веков Италия дала миру таких выдающихся поэтов и писателей, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). На примере их творчества можно проследить за процессом перехода от Проторенессанса к Раннему Возрождению. «Последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени» — эти слова Энгельса в данном случае как нельзя лучше выражают суть такого феномена, как творчество Данте. Он создал одно из величайших творений мировой литературы — поэму «Божественная комедия». «Суровый Дант», как назвал его Пушкин, оказал огромное влияние на развитие европейской культуры, а сам поэт стоял у колыбели создания итальянского литературного языка. Неоценимый вклад в становление эпохи Возрождения внёс Петрарка. Его значение определяется не только сущностью его поэтических сонетов, в которых отразилось новое видение мира. Петрарка — родоначальник гуманистической культуры Ренессанса, заявивший о себе как о гражданине и напомнивший своим итальянским соотечественникам, что существует такое понятие, как «Италия», которое может объединить земли, разделённые между городами и государствами. Завершает этот период Боккаччо, чей «Декамерон» с интересом читается до сих пор. Его новеллы проникнуты духом свободомыслия и жизнерадостным юмором, в них реальная жизнь тогдашнего итальянского общества. Ренессанс...

 

 

ГУМАНИЗМ — НЕОПАЛИТАНИЗМ

Ренессанс... Рубеж XIV-XV веков стал переломным в утверждении духа и идеалов Возрождения. К тому времени изменилось положение и в самой Италии. С провозглашением автономии городов-коммун и образованием городов-государств политическая борьба между ними и внутри самих городов не прекратилась. Дальнейшее развитие торговли и ремёсел, создание на их основе мануфактур привело к росту торгового и финансового капитала, усилению влияния зажиточных слоёв. Образовывались группировки и партии, пытавшиеся захватить власть. При этом в выборе средств никто особенно не стеснялся. В условиях этой непрекращающейся борьбы выживали те государства, которые имели достаточно сильную экономическую базу и опытных и дальновидных правителей. В результате ещё более окрепли Венецианская и Генуэзская Республики, основавшие свои форпосты даже на черноморских берегах. Миланом завладели Висконти, а затем Сфорца, Вероной — Делла Скала, Мантуей — Гонзага, Феррарой — Д'Эсте, Болоньей — Бентивольо, Римини — Малатеста, а во Флоренции после долгой и изнурительной борьбы у власти оказалось семейство Медичи, обогатившееся на торговых и меновых операциях. Флорентийские ростовщики стали крупнейшими банкирами Европы. Их клиентами были даже французские короли. Несколько поколебалось положение папского Рима, осложнившееся «Авиньонским пленением пап», то есть их вынужденным (под давлением французских королей) пребыванием в Авиньоне. А Юг Италии после распада державы Фридриха II надолго перешёл под власть иностранной короны. Поэтому, говоря о Возрождении, мы останавливаемся на том, что происходило главным образом в Северной и Центральной Италии. Надо заметить, что мирные и ратные дела итальянских правителей не мешали их интересу к искусству и литературе. Они брали под своё покровительство людей культуры, оказывали им необходимую помощь, стимулировали учёбу и научные исследования, выделяли средства для строительства новых дворцов, светских зданий, храмов, для создания произведений изобразительного искусства. И зачастую при рассмотрении творческой биографии того или иного зодчего, ваятеля или живописца мы видим, что его имя неразрывно связывается с именем богатого покровителя. XV век примечателен тем, что завершился переход от Раннего Возрождения к Высокому. Главным идеалом этого периода стал гуманизм, означающий не столько гуманность, сколько широкое общественное и культурное движение, основанное на изучении целого ряда гуманитарных дисциплин: истории, филологии, педагогики, этики, философии. Оно выступало за признание ценности человека как личности, утверждение его права на свободу и достойное существование, развитие его творческих способностей. Разработанный рядом видных деятелей итальянской культуры (Салутати, Валла, Браччолини, Фичино, Пико делла Мирандола), гуманизм ставил целью глубокое изучение культурного наследия античности и воспитание на его основе нового человека. Гуманисты взывали к его разуму, призывали брать за пример лучшие образцы прекрасного. «Искушение Христа» — фреска работы Сандро Боттичелли, написанная в период 1480-1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан...

Сандро Боттичелли: «Мадонна с младенцем и ангелом»…Ренессанс... Сандро Боттичелли: Бичевание Христа. Галерея Уффици, Флоренция…

Ренессанс... Обращение к человеку способствовало развитию ещё одного ключевого понятия — индивидуализма. В период эпохи Возрождения оно сыграло важную роль в борьбе за освобождение личности от наследия феодализма. Мыслители Возрождения обращаются не только к человеку и его прошлому, но и к его роли и месту в окружающем мире. Их интересует сама природа в целом и отдельные природные явления, они пытаются философски толковать их суть. Получают новое развитие идеи натурфилософии, крупнейшими представителями которой явились итальянцы Бернардино Телезио, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Джероламо Кардано, а также англичанин Фрэнсис Бэкон и швейцарец Парацельс. Всё это будило мысль и стимулировало поиск, причём не только в культуре, но и в других областях человеческой деятельности: экономике и политике, технике и математике, медицине и астрономии, географии и мореплавании. Ещё в преддверии эпохи Возрождения математик из Пизы Фибоначчи познакомил европейцев с достижениями арабской математики, в том числе с арабскими цифрами, включая неизвестный дотоле в Европе ноль. Флавио Джойа из Амальфи ввёл в употребление компас, также взятый у арабов. Вооружившись имевшимися тогда картами и лоциями, уроженец Генуи Христофор Колумб предпринял путешествие к берегам Америки. Джованни и Себастиано Кабото, отец и сын, осваивали берега Северной Америки. Итальянские купцы и миссионеры были весьма активны и на суше. Они принялись осваивать азиатские просторы и рынки, успешно сочетая торговлю с новыми географическими открытиями. Не осталась в стороне от их внимания и территория нынешней России, откуда немало товаров вывозилось на Апеннины.

 

 

ИСКУССТВО ЭСТЕТИКИ

Ренессанс... На XV век и на первую половину XVI приходится один из самых блестящих периодов в развитии итальянской культуры. Её главным очагом по-прежнему оставалась Флоренция, где при дворе Медичи находили приют и покровительство поэты и писатели, гуманисты и философы, педагоги и музыканты, не говоря уже о мастерах изобразительного искусства. Причём новаторами они выступали во многих областях. Микеланджело Буонарроти: «Сотворение Адама» (La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Бытие,1:27). «Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания. Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название... Микеланджело: «Дева Мария с младенцем» — церковь Богоматери в Брюгге (Нотр-Дам в Брюгге) — готическая церковь в бельгийском Брюгге, построенная в XII-XIII веках. Над скамьями размещены тридцать гербов рыцарей, присутствовавших в церкви в 1468 году на II капитуле ордена Золотого руна. В просторной церкви с высокой башней в 122 м хранится единственная скульптура Микеланджело, при его жизни оказавшаяся по другую сторону Альп, — «Дева Мария с младенцем» («Мадонна Брюгге»). В хоре церкви, защищённом кованой решёткой, под распятием 1594 года похоронены герцог Бургундии Карл Смелый и его дочь Мария Бургундская. Надгробия выполнены в стиле пламенеющей готики...Ренессанс... Настоящая революция происходила в живописи. В начале XV века во Флоренции появился художник, с именем которого связывается открытие перспективы.