БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «СЕНАТОР»

Публикации Федерального журнала «СЕНАТОР»: SenatMedia. Сенатор: всему своё время!Публикации Федерального журнала «Сенатор»: «Не должно быть слепых к красоте, глухих, к слову, и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты!»
«Многие думают, что раз приобретённая интеллигентность затем остаётся на всю жизнь. Заблуждение! Огонёк интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо». «Не угашайте духа!»
Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель...» (Дмитрий Сергеевич Лихачёв).

Карусель

 
 
 

Последние записи

ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ

Письмо двадцать третье
О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление — книжный бум. Книжный бум — это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, — это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъёме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплётов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой — через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.
Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.
Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять её книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, её приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ

От издателя. Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся учёных современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего — молодым, кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями.
То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачёв — человек, чьё имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почётным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почётные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.
Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.
Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов. Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью — об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.
Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки. Вот что пишет сам Д.С. Лихачёв в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:
«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины — в двух смыслах: правда и красота — вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь — зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живёт в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому — к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям ещё до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.
Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьёй, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.
Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдёт в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
Согласие между людьми, разными народами — это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ. ДОБРЫЙ РЫЦАРЬ БЕЗ СТРАХА

Валерий Попов, писатель, публицист (Санкт-Петербург).Идеалы его, что удивительно, не из светлого будущего, которого все мы так долго ждём, а из светлого прошлого, из дореволюционной России. И единственным живым оттуда был он. В нём сохранилось всё самое достойное из того времени, когда купеческое слово не нарушалось (предки его были купцы), а уж дворянская честь ценилась выше жизни (отцу Лихачёва, талантливому инженеру, было пожаловано дворянство, и именно в дворянских традициях воспитывались дети). Один из главных принципов, внушаемых с детства, — «всегда держать спину прямой», в буквальном и переносном смысле слова, и именно таким Лихачёв и был.
Помню, как я впервые столкнулся с Лихачёвым, причём столкнулся буквально.
Мы с моим лучшим другом Гагой Смирновым, аспирантом Института русской литературы, отдыхали, условно говоря, в Доме творчества писателей в Комарово. Мы вышли из магазина с «маленькой» и помчались обратно, перебрасываясь бутылкой. Мы бросали хрупкий сосуд друг другу всё более изощрённо, так, что его всё трудней, почти невозможно было поймать. И, наконец, Гага изощрился — кинутая им бутылочка, звякнув, разбилась о пень. «Я виноват! — Гага рухнул на колени. — И пройду весь обратный путь так!» Когда мы подошли к калитке, она вдруг сама открылась. За ней, держась за ручку, стоял высокий, красивый старик. Гага, на коленях, глядел на него снизу вверх.
— Здрасьте, Дмитрий Сергеевич! — поклонился он. — Проходите!
— Да нет же! Вы проходите, Игорь Павлович! Вы, кажется, спешите? — проговорил с улыбкой мужчина и сделал шаг назад. И Гага так, на коленях, и прошёл. Затем я. И лишь потом этот человек, который неожиданно отнёсся к нам так тепло. Гага стоял, несколько сконфуженно стряхивая сосновые иголки с коленей.
— Это мой научный руководитель, академик Лихачёв, — пояснил он.
— Надо же, какие бывают руководители! — удивился я. — Приятный человек, вовсе не памятник!

ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ: «…НЕТ ДЛЯ МЕНЯ НИЧЕГО ДОРОЖЕ, ЧЕМ РОССИЯ!»

Россию упрекают. Россию восхваляют. Одни считают её культуру несамостоятельной, подражательной. Другие гордятся её прозой, поэзией, театром, музыкой, иконописью... Одни видят в России гипертрофию государственного начала, а народ воспринимают как покорный. Другие отмечают в русском народе анархическое начало и постоянное бунтарство, неприятие власти. Одни отмечают в нашей истории отсутствие определенной целеустремлённости. Другие видят в русской истории «русскую идею», наличие у нас сознания гипертрофированной собственной миссии. Между тем движение к будущему невозможно без точного понимания прошлого и характерного. Академик Дмитрий Лихачев Россия необъятна. И не только своим поразительным разнообразием человеческой природы, разнообразием культуры, но и разнообразием уровней — уровней во всех душах её обитателей: от высочайшей духовности до того, что в народе называют «паром вместо души».
Но буду краток. Я ведь не пророк и не проповедник, хотя убеждать и призывать в последние свои годы приходится часто. Скажу только словами Владимира Мономаха, обращёнными им к его читателям: «аще не всего приимете, то половину».

НОВАЯ РОССИЯ

Россия, Москва, КремльЗависимая Россия возникла во многом как случайный продукт разложения СССР. Ущерб от либеральных реформ, проводившихся частью в корыстных целях, частью в интересах США, частью от простой неграмотности, сопоставим с последствиями Великой Отечественной войны.
Народ, брошенный в нечеловеческие условия существования, выстоял, сохранив минимально необходимые для выживания производства и территориальную целостность страны, изменил не только экономику, но и психологию общества, сумев вернуться к осознанию своих национальных интересов как главного вектора развития.
Именно поэтому, несмотря на демографическую катастрофу, утрату интеллектуального и технологического лидерства, глубочайшие структурные проблемы, насаждение заведомо неэффективной однопартийной политической системы и подчиненность государства «новым олигархам», Россия не просто сохранила возможности развития, но и переживает сегодня подлинное национальное возрождение...

ПОРТРЕТЫ «СЕНАТОРА»

Фрайбург В мировой истории не так много примеров добровольных и взаимовыгодных союзов, заключённых между государствами или какими-либо корпорациями. К тому же в подавляющем большинстве основой для них были корысть и алчность. И, как следствие, все они оказывались весьма недолговечными. Любое нарушение равновесия интересов в таком союзе неизменно приводило к его краху. Тем притягательнее для осмысления, как и для извлечения поучительных уроков в наши дни, становятся столь редкие образцы долгосрочных и прочных коалиций, где все действия сторон были подчинены идеям сотрудничества и развития.
В истории Европы таким образцом в полной мере может стать Ганзейский союз, успешно просуществовавший около четырёх столетий. Рушились государства, начинались и заканчивались многочисленные войны, перекраивались политические границы государств континента, но торгово-экономический союз городов северо-восточной Европы жил и развивался.

ПОРТРЕТЫ «СЕНАТОРА»

Петру Первому — Екатерина Вторая (1788)Уникальная личность Петра, соединившая в себе титанические ресурсы интеллекта и целенаправленной воли, стала эталоном для оценки всех последующих правителей России. К сожалению, ни один из них так и не сумел подняться до уровня, заданного легендарным царем-плотником. Но этот человек, который в крупномасштабном изображении кажется словно выкованным из металла, при близком рассмотрении обнаруживает в себе массу ординарных свойств, недостатков и слабостей. Петр Романов был представителем своего времени, плотью от плоти своего народа — того народа, чью историческую судьбу он так круто повернул и направил по новому пути...

НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ

...Когда Нонна Мордюкова узнала, что её учитель собирается снимать «Тихий Дон», у неё не было и тени сомнений, что именно её он пригласит на роль Аксиньи. Но роль досталась мало кому известной тогда Быстрицкой. Для Мордюковой это был столь тяжёлый удар, что она едва не наложила на себя руки.
Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа — Михаил Шолохов. Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» Народная артистка СССР Элина Быстрицкая

ЗАКОН. ПОРЯДОК. ВОИНСКИЙ ДОЛГ

Генеральный прокурор ССС Сухарев Александр ЯковлевичНа эти же годы приходится близкое знакомство-общение Александра Яковлевича Сухарева с Маршалом Советского Союза А.М. Василевским. Будучи первым заместителем министра юстиции СССР, когда он одновременно возглавлял и Межведомственный координационный совет по правовой пропаганде при своём министерстве. А.Я. Сухарев инициировал перед ЦК КПСС создание нового журнала «Человек и Закон» и популярной телепередачи с одноименным названием. Эти вопросы требовали государственного решения, ведь речь шла о правовом воспитании советского человека. И поэтому в скором времени было издано специальное постановление ЦК КПСС, которое предусматривало создание нового издания, достигшего впоследствии тиражом до 12 000 000 экземпляров, и новой одноименной популярной по сей день передачи на Центральном телевидении (ныне — Первый канал), предусматривающее введение во всех звеньях народного образования в СССР изучение основ права в качестве обязательного предмета.

Free website hits
Журнал Анна Герман