СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ

Вступление

По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда не было, таких ненавистников и клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными!.. Даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на неё и интриговать на неё… Особенно приятно для освобождённых славян высказываться и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чисто славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации...
Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьёзной беды они все непременно обратятся к России за помощью…Славяноведение... Переяславская рада

Текст статьи

Славяноведение... 8 января 1654 года вошло в историю народов России и Украины как день воссоединения. Но накануне 360-летия этого события, как будто чья-то дирижёрская рука взмахнула и организовала в Киеве майдан — устроила бойню. Этому предшествовало казацкое восстание 1648 года под предводительством гетмана Запорожского Войска Богдана Хмельницкого на украинских землях, находившихся тогда под польским владычеством. Вскоре восстание, направленное против притеснений польскими панами населения, православной веры и церкви, превратилось в народную войну, ибо за казаками пошло и крестьянство. Но вести войну с регулярной польской армией было тяжело — к 1653 году восставшие уже теряли город за городом, крепость за крепостью. Оставалось одно из трёх — либо погибнуть, либо сдаться на милость победителя, либо воззвать о помощи. Решено было обратиться к Российскому государству.
Славяноведение... Освободительная война украинского народа во главе с Богданом Хмельницким

Славяноведение... Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Но Москва пребывала в раздумьях. С одной стороны, присоединение, т.е. возвращение Малороссии в состав Российского царства, было задачей нескольких поколений московских государей (как и Крым для современной России!). С другой — означало новую войну с Польшей, которая, конечно же, не желала расставаться с богатыми землями и с народом, находящимся в панском рабстве. Тем временем, 1 октября 1653 года, в Москве состоялся Земский собор, решивший «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку...».
Поэтому 8 января 1654 года в древнем граде Переяславле, именовавшемся в летописях Переяславлем-Русским, состоялась Рада Запорожского Войска, принявшая решение о переходе Малороссии в подданство русского государя. Затем Богдан Хмельницкий, вся казацкая старшина и жители Малороссии принесли присягу на верность русскому государю Алексею Михайловичу и всем его наследникам «на веки».
Сегодня от былой дружбы и братских отношений не осталось почти ни-че-го. В Киеве заседает неонацистский парламент, по улицам городов марширует молодёжь с нацистскими и антироссийскими лозунгами, а на Юге-Востоке Украины уничтожают русское население.
Прав был великий Достоевский: «По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда не было, таких ненавистников и клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными!.. Даже о турках станут говорить с большим уважением, чем о России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на неё и интриговать на неё… Особенно приятно для освобождённых славян высказываться и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чисто славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации…
Славяноведение... Ф.М. ДостоевскийСлавяноведение... Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьёзной беды они все непременно обратятся к России за помощью…
России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чём же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своей, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтобы пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности?.. Для того, чтоб жить высшей жизнью, великой жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племён, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых сих до себя и до поднятия ими материнского её признания — вот цель России, вот и выгода её, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями, высшими целями служения человечеству, а только будут служить своим «интересам», то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилят и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия, служа славянам, бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое».
«Чего же мы достигли?.. Результатов странных: главное все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасла их от этого высокомерного презрения и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полное от России отречение. Не хотели европейцы почесть нас за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае.
Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более презирали они нас самих. Мы виляли перед ними, подобострастно исповедовали наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, …что мы это у них все «не так поняли».
Как же быть? Стать русскими, во-первых, и прежде всего. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, тотчас же начнёт и нас самих уважать. Тогда не отвёртывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Став самими собой, мы наконец получим облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея, …нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу...
Славяноведение... Мы убедимся тогда, что настоящее социальное слово несёт в себе никто иной как народ наш, ...в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода заключается, — единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионом отрубленных голов...»
(«Дневник писателя» — 1876).
Как всегда, слова писателя звучат живо и актуально, но что будет с Украиной и как быть нам в самой России? Какой выход из создавшегося положения? Кто подскажет выход и решение проблем межславянского мира?..
На эти и многие другие вопросы журнал «СЕНАТОР» решил получить ответы в публикациях видных общественных деятелей России и Украины, писателей и журналистов, стремящихся обуздать проблему и вернуть наши народы к общему столу переговоров о сотрудничестве без посредников Европы и далёкого от нас Запада. И это крайне важно накануне в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, в которой русские и украинцы вместе с другими народами СССР выстояли только потому, что были вместе.

 

 

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА ОКРАИНЕ РУСИ

Славяноведение... ИГОРЬ АНДРУШКЕВИЧСлавяноведение... Сегодня мировые СМИ интенсивно упоминают Украину в своих информационных и дезинформационных сообщениях. Интересно, что на испанском языке её почему-то переименовали в «Укранию», и без никаких объяснений: всё-таки испанский считается третьим языком в мире по количеству говорящих на нём. Удивление по этому поводу усугубляется ещё и тем, что за последние десятилетия глобальные СМИ упорно твердят, что надо точно фонетически воспроизводить все современные политические реформы географических имён и названий. Так, например, город Вильно (столица Виленской Губернии Литовско-Белорусского Края Всероссийской Империи) так и назывался в течение почти семи веков, практически на всех языках, но теперь очередная власть его переименовала, а за ней вслед и все глобальные СМИ. Другой пример: имя города Темишвар (в котором его окончание «вар» является сокращением венгерского слова «варош», город) было в прошлом веке переименовано в «Темисоара», так что многие бывшие близкие и далёкие соседи этого города часто его не могли поначалу опознать с таким новым произношением. Возвращаясь к «Украине» и к «Укрании», будет небезынтересно проследить этимологию этого имени.
Славяноведение... Корень «кра» в слове «Украина» и в производных от него словах восходит к индоевропейским корням «кер», «скер», «кри» или, в другой вариации, «кос», «кес», «кас». Эти корни соответствуют идее, выражаемой нашими современными глаголами откраивать, кроить, отрезать, резать, сечь, разделять, коротать, рубить, кривить. От этих корней происходит ряд слов во всех индоевропейских языках, обозначающих действие, инструмент или результат отрезания, отрубания, отделения, разделения, откола. Например, по-гречески «крино» разделяю, «кеиро» — режу; по-латыни «curtus» — укороченный, обрезанный, «curvus» — кривой, «castrare» — отрезать, оскоплять; по-литовски «kartus» — бедный; по-испански «cortar» — отрезать, и т. д.
В современном русском языке этот корень имеется, например, в следующих словах, ведущих своё происхождение от старославянского языка: край (нечто вроде «надрез, срез», откуда последующее предельная линия, ограничивающая протяжённость чего-либо — см. Г.П. Цыганенко, «Этимологический словарь русского языка», Киев, 1989), окраина, краюха («ломать хлеба от края... укр. «окраець» — там же), короткий, корточки, крат, кривда, кривой (первоначально значило «срезанный, скошенный» — там же), кроить, украивать, откраивать, и т. д. Кроме того, заимствованы из иностранных языков следующие слова, с тем же общим корнем: кортик, куртка, секта, сектор, сегмент, секция и т. д. В названиях следующих инструментов тоже имеется этот корень: секира (лат. segur), секач (откуда глагол сечь, «secare» по-латыни), «saege» (нем. пила), «sichel» (нем. серп), «кастрам» (нож, на древнеиндийском языке, оттуда и латинское «castrare») и т.д. Коса, косуля и украинское «косак» («большой нож для резания капусты» — Словарь Гринченко) тоже связаны с этой группой слов...

☆ ☆ ☆

 

 

НАША ПОБЕДА НА УКРАИНЕ ПРИВЕДЁТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ НОВОГО МИРОПОРЯДКА

Славяноведение... Доктор исторических наук Наталия Нарочницкая— Ещё 20 лет назад вышла моя книга «Россия и русские в мировой истории», где была глава, посвящённая проблемам на так называемом постсоветском пространстве, а на самом деле — на пространстве исторического государства Российского, где в отношении Украины на первой же странице было мною написано, что, став самостоятельным государством, Украина по определению не будет дружественным и братским, а как минимум будет соперничающим и — очень даже вероятно — враждебным государством.
Славяноведение... И причина, как это ни парадоксально, лежит именно в необычайной близости наших двух народов. Если признавать по-прежнему, что у нас общая история, один корень, одна вера, язык, который отличается не больше, чем баварский от саксонского отличался в XIX веке, то тогда трудно обосновать логику необходимости существования в отдельных государствах. Для того чтобы её обосновать, нужно утверждать, что в течение всей истории украинский народ имел совершенно иные геополитические, идейные, мировоззренческие, лингвистические тяготения. И надо разделить эти два народа, заявить о том, что они вообще не единый народ...

☆ ☆ ☆

 

 

ОДНА РОДИНА — ДВА ГОСУДАРСТВА

СЕРГЕЙ ПОЛТОРАКСлавяноведение... Историческая наука хорошо проследила динамику формирования многих современных наций. Русская и украинская — не исключение.
Процесс исследования их истории бесконечен. Выявление все новых и новых подробностей развития этих наций позволяет время от времени делать важные обобщения, дающие возможность на качественно новом уровне осмысливать процесс развития русской и украинской наций.
Важные выводы можно сделать в очередной раз и сейчас. Главный из них: интеграционные процессы в национальной сфере представляют собой лишь фрагмент глобального развития человечества. Чьё-то желание или нежелание затормозить этот процесс в исторических масштабах почти незаметно, но хорошо ощутимо людьми, живущими в этом стремительно меняющемся мире.
Славяноведение... Русский и украинский народы с момента формирования их «зародыша» в виде родоплеменных отношений неуклонно продвигаются по исторической спирали к своему растворению друг в друге.
Над ходом истории люди не властны, какие бы высокие посты ни занимали, какие бы национал-патриотические теории ни изобретали.
Разумеется, в процессе реализации этой исторической тенденции есть свои как ускоряющие, так и замедляющие факторы. К числу замедляющих факторов относятся как русский, так и украинский национализм.
Историко-психологический анализ природы национализма убеждает в том, что в его основе лежит внутренняя неуверенность, своеобразный комплекс неполноценности нации. Он присущ народам, этнический ареал которых размещён в своём большинстве в депрессивных государствах. Германия, Италия, Испания, Франция 1930-1940-х годов, современная Украина — печальное тому подтверждение. «Националистические выбросы» — это политика государств-неудачников, пытающихся национальными амбициями и «националистической энергией» компенсировать неэффективность собственной экономической и социальной политики...

☆ ☆ ☆

 

 

ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ СИНДРОМ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Сегодня история пишется прямо на наших глазах: события последнего времени сделали нас свидетелями и участниками таких перемен, которые изменили облик России, резко укрепили её законное место и формат в международной политике. Присоединение Крыма и Севастополя к России коренным образом изменило наше общество. Мощный духовно-патриотический подъем сплотил всех нас вокруг интересов страны и против фашистского переворота в Киеве, грозящего не только миллионам русским на Украине, но и самой Украине, безопасности в Европе и мире.
Карта Европы средних вековКрымский референдум стал звоном колокола, известившего мир о возвращении России её подлинной роли на мировой арене, а день его проведения — 16 марта 2014 года, чудесным образом совпал с 70-летием Приказа о начале операции по освобождению Крыма от фашистских захватчиков в 1944 году!
Славяноведение... Но мало кому известно, какие события истории предшествовали тем, свидетелями которых нам сегодня посчастливилось стать; в какой протяжённый и драматический контекст Запада и России они вписаны; с чего началось противостояния Запада и Востока; где и когда впервые были организованы т.н. «цветные революции»? — об этом и о многом другом в материале нашего постоянного автора из Аргентины Игоря Андрюшкевича...

☆ ☆ ☆

 

 

ВЕЛИКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ — БРАТЬЯ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Славяноведение... Кирилл и Мефодий в Софии, перед зданием Национальной библиотеки имени святых Кирилла и Мефодия — это центральная научная библиотека Болгарии, находится в городе София.Славяноведение... Кирилл и Мефодий в Софии, перед зданием Национальной библиотеки имени святых Кирилла и Мефодия — это центральная научная библиотека Болгарии, находится в городе София.Зимой 885 года на утлом плоту из нескольких брёвен, перевязанных лыком, через Дунай под Белградом, который тогда был северо-западным форпостом Болгарской державы, переправились, рискуя жизнью, трое учеников Кирилла и Мефодия — Климент, Наум и Ангеларий. Они спасались от преследований немецкого и латинского духовенства Великой Моравии, обрушившихся после смерти архиепископа Мефодия на его последователей. Заболевший в пути Ангеларий через несколько недель умер, а Климент и Наум были доставлены в болгарскую столицу Плиску ко двору князя Бориса, где их приняли самым радушным образом. Так начался новый — болгарский — этап в истории славянской письменности, на столетия вперёд определивший её облик и пути развития...

 

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(145 голосов, в среднем: 1.7 из 5)

Материалы на тему

Редакция напоминает, что в Москве проходит очередной конкурс писателей и журналистов МТК «Вечная Память», посвящённый 80-летию Победы! Все подробности на сайте конкурса: konkurs.senat.org Добро пожаловать!