СУПЕР ОГОРОД МОСКВЫ

schedule
2002-11-23 | 05:11h
update
2023-04-14 | 13:27h
person
ФРЕД ИСКЕНДЕРОВ,
domain
https://senat.org

Текст статьи

Супер огород Москвы... Наш собеседник, директор совхоза — Валентина Александровна Патова.

«СЕНАТОР»: Валентина Александровна, тепличный комбинат громко именуют «главным огородом Москвы». Хотелось бы узнать, каковы перспективы вашего хозяйства?
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
На заседании правительства Москвы уже рассматривался вопрос о реконструкции и комплексном развитии государственного унитарного предприятия Совхоз-комбинат «Южный». Реконструкция продлится пять лет.
Супер огород Москвы... Мы рассчитываем, что реконструкция позволит втрое сократить энергозатраты и втрое же повысить урожайность. У нас появится контролируемая система микроклимата в теплицах. Растение будет получать именно столько тепла, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Кроме того, будет внедрён капельный полив. Как показывает опыт многих зарубежных, да и наших хозяйств, это наиболее рациональная система.
К концу реконструкции мы должны производить до 50 тысяч тонн овощей в тёмное время. Если учесть, что каждый человек в год должен потреблять не менее 13 кг овощей, это будет серьёзная добавка в рацион москвичей.
Приятно сознавать, что решения правительства Москвы в отношении нашего комбината — пример настоящей поддержки отечественных производителей.

«СЕНАТОР»: Августовский кризис 1998 года здорово ударил по нашим кошелькам, пошатнул банковскую систему, разорил многие фирмы. Отразился ли кризис на вашем предприятии?
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
У меня своё отношение к последствиям дефолта. Кто, в основном, пострадал? Во-первых, посредники, те, кто был связан с поставщиками импортной продукции. Во-вторых, любители лёгкой наживы, играющие в азартные игры с ГКО. В-третьих, конечно же, население, поскольку народ у нас всегда «стрелочник». Но тот же кризис убедительно доказал, что далеко не всегда нам надо ориентироваться на зарубежье, а воз экономических проблем можно вытянуть только вместе с отечественными производителями. Не кривя душой, скажу, что нам этот кризис помог достойно войти в рынок. Причём с ценами, которые даже намного выше, чем мы первоначально планировали. Это стало возможным благодаря сокращению импорта овощей. Мы выпускаем экологически чистую продукцию, которая по многим параметрам лучше, чем привозная. И по более низким ценам. Все же где по климатическим условиям дешевле вырастить огурец? В Подмосковье, в Голландии, которая ещё севернее, или у нас? Ведь не случайно же «московский огород» разместили в Карачаево-Черкесии. Правительство Москвы умеет читать.
Супер огород Москвы... Хотелось бы и на федеральном уровне получить поддержку сельского хозяйства. Во всем мире оно дотируется. Мало того, что крестьянин зависит от погоды, так ещё и должен страдать от прихоти государственных мужей. Опять идут разговоры о закупке зерна за границей. Зачем? Купите в России. Это и дешевле будет, и поддержит селянина. Но кому-то выгодно покупать втридорога. Патриоты собственного кармана...
Нам даже под гарантии московского правительства с трудом удалось выбить кредит. Краткосрочный, под сумасшедшие проценты. Поверьте, сельское хозяйство расцвело бы, если бы банки, как и во всем цивилизованном мире, давали долгосрочные кредиты под 7-9 процентов. Но на словах все поддерживают, а на деле только суют палки в колесо.

«СЕНАТОР»: Однако можно привести немало примеров, когда кредиты фермерам выделялись, проходило время, деньги съедены — отдачи нет. Ибо кредит получали — и поминай, как вали.
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Правильно. Это палка о двух концах. Просто надо смотреть — кому давать, а кому отказывать. Принцип кредитование не должен быть бесконтрольным. Если помочь настоящему фермеру, то он пахать будет днём и ночью, отрабатывая ссуду. Бывало и такое, что фермеры исчезали, как тени в полдень. Но ведь у нас и закона не было о наказуемости должников. Естественно, многие этим воспользовались. В качестве защиты заимодавца не нашли ничего лучшего, как драконовский метод кредитования. Под баснословные проценты. Ладно, у нас к тем временам, началу девяностых, старенькие теплицы оставались, какой никакой транспорт, техника. И фермер с нуля начинал. Трактор, удобрения, ядохимикаты, семена — все дорого. Непогода, неурожай — и плакали денежки. Надо было, да и сейчас не поздно, давать беспроцентные ссуды и проверять. Человек должен быть под надзором закона. С другой стороны, необходимо, чтобы и по отношению к нему законность соблюдалась.

реклама

«СЕНАТОР»: Вы же помните, был закон о льготном кредитовании фермеров...
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Законов было много, хороших и разных. Законности не прибавилось. Вот скажите, почему никто не отвечает за разбазаривание кредитных ресурсов?

«СЕНАТОР»: За казнокрадство?
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Назовём это так. Я сторонник ответственности за поступки. Безнаказанность ведёт к повторению пройдённого. Так в высших сферах, так и здесь, у грешной земли.
Я, в частности, сегодня не могу уволить человека, которого на проходной задержали с сумкой помидоров. Я могу объявит ему выговор, а материалы направить в суд. Вот если суд решит, что вор виновен, тогда могу уволить. Почему у меня нет права самой решать?

«СЕНАТОР»: Рассказывают, что в недалёком прошлом, в 93-95 годах, кражи приняли массовый характер. Народ перешёл на «самообеспечение».
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Я тогда работала главным бухгалтером. Видела все это. Пыталась даже что-то сделать. Но все было бесполезно. Не хочу ничего плохого говорить о прежнем руководстве. Была и халатность... Да и людям платили мизерную зарплату. А жить надо. Семью чем-то кормить надо. Первое, что я сделала, заняв директорское кресло в 1996 году, увеличила минимальную зарплату втрое. Вынуждена была на это пойти. И сработало. Супер огород Москвы...

«СЕНАТОР»: Львиная доля вашей продукции, восемьдесят пять процентов, уходит в Москву. Финансируется комбинат из Москвы, отчитываетесь вы перед ней же. Какая же в том корысть республике, правительству КЧР? Только лишняя головная боль?
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Республика получает рабочие места. Безработица — вот это головная боль. А предприятие крупное, работают три тысячи человек. Налоги отчисляются в местный бюджет, что тоже немаловажно. И, наконец, у мэра Москвы есть интересные мысли относительно будущего комбината. Учитывая, что во время реконструкции будут освобождаться люди, решено организовать здесь минипереработку.
Супер огород Москвы... Она будет включать в себя расфасовку горного мёда, производство талой воды, выделку кож, производство колбас, сыра. Колбасный цех уже работает, сыроваренный вскоре вступит в строй. Средства Москвы, продукция для москвичей, а вот кадры (их потребуется немало) республиканские. Взаимная выгода.

«СЕНАТОР»: А как у вас организован сбыт? Есть ли в Москве свои магазины, киоски, наконец, места на рынках?
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Наступили на любимую мозоль. Нет у нас в столице своей системы розничной торговли. В пик сезона мы производим ежедневно 500-600 тонн овощей. И сдаём на оптовые базы. В розницу, конечно, выручка была бы больше.

«СЕНАТОР»: Кормите посредников, а они, в свою очередь, доводят цены до уровня среднемосковских.
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Выходит, так. К примеру, осенью 98-го мы привозили в Москву огурцы по девять рублей за килограмм, а на местных рынках они шли по семнадцать-восемнадцать рублей. Вот и считайте, сколько оседает у перекупщиков, которые для выращивания урожая палец о палец не ударили.

«СЕНАТОР»: Ситуация парадоксальная. Получается, что все затраты московского правительства, все ваши потуги сэкономить позволяют посреднику набить карман? Москвич-то в конечном счёте получает ваш овощ по заморской цене.
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Пока дело обстоит именно так. Но и в этом направлении идёт работа. Всем префектам правительство Москвы поручило выделить нам места для розничной торговли на рынках и в ларьках. Кроме того, мы собираемся выращивать на комбинате цветы. Обещали выделить для торговли супервыгодные места. Думаю, уже к следующему сезону наладится прямая цепочка поле-прилавок. Без посредников.

«СЕНАТОР»: С развитием рыночных отношений в России отношения между работодателем и наёмным работником претерпели изменения. Зачастую далеко не в пользу работника. У него теперь прибавилось обязанностей и поубавилось прав. Социальная защищённость людей сведена к минимуму. В связи с этим вопрос: как у вас на комбинате решаются социальные проблемы?
ВАЛЕНТИНА ПАТОВА:
Мы от старого мира не отряхнулись. Многое из того, что было хорошего, сохранили. Существует коллективный договор с профсоюзом. Гарантируется оказание помощи людям при свадьбах, проводах в армию, на пенсию, при похоронах наконец. Оказываем материальную поддержку малоимущим. Комбинат учредил в посёлке клуб «Южанка». Его члены помогают школьникам из бедных семей, обеспечивают питанием, покупают одежду. Открыли магазин, куда люди сдают ненужные одежду или обувь. К примеру, вышла она из моды. Кто-то купит новую, а кто-то не может себе этого позволить, вот мы и распределяем её семьям, которые в ней нуждаются. Ветеранам войны дважды, трижды в год оказываем материальную помощь. А суммы довольно внушительные.
Ежегодно по окончании сезона люди имеют возможность отдохнуть в санатории, пансионате, профилактории, заплатив десять процентов от стоимости путёвки. Остальную сумму вносит предприятие. Дети на тех же условиях отдыхают в детских санаториях. Периодически работники выезжают на море. На неделю, на десять дней. Тоже по льготным путёвкам.
Супер огород Москвы... Естественно, ни одного человека не забываем при наступлении рождественских праздников, Нового года, дня рождения, других знаменательных дат. А памятных событиях сообщается в нашей газете «Южная», вручаются сувениры, ценные подарки.

 

Интер-Пресса    О журнале «Сенатор»AMP    Senator InternationalAMP    Анна Герман   Маршалы Победы   «Вечная Память»

реклама

отпечаток
Ответственный за содержание:
senat.org
Конфиденциальность и Условия использования:
senat.org
Мобильный сайт через:
Плагин WordPress AMP
Последнее обновление AMPHTML:
04.05.2024 - 21:24:44
Использование данных и файлов cookie: